Как, совершая покупки в интернет-магазине, не попасться на удочку мошенников?

6

Нижневартовцам по телефону «прямой линии» разъяснили, как действовать при покупке некачественного товара в интернет-магазинах и не только.

В этом году Всемирный день защиты прав потребителей проходил под девизом «За создание цифрового мира, которому могут доверять потребители».
Согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли в 2017 году прогнозируется оборот интернет-торговли свыше 1,1 триллиона рублей.
В последнее время интернет-магазины набирают все большую популярность. Согласитесь, совершать покупки, сидя на диване, очень удобно и легко.
Однако часто в этом случае мы покупаем «кота в мешке». Да, к сожалению, реальность далеко не всегда соответствует ожиданиям, и зачастую за красивыми отретушированными картинками скрываются очень некачественные товары. Обидно, конечно, но что поделаешь?! Или все-таки что-нибудь можно сделать? На этот вопрос газете «Местное время» ответили специалисты управления по потребительскому рынку администрации Нижневартовска. По случаю Всемирного дня защиты прав потребителей они провели «горячую линию» по вопросам защиты прав граждан.
За два часа работы поступило 12 обращений жителей города. Вопросы были связаны с качеством сотовых телефонов,пищевых продуктов, постельного белья, квартиры, с оказанием услуг по ремонту одежды и бытовой техники.
Как пояснила начальник управления по потребительскому рынку администрации города Ильяна Багишева, российское законодательство отличается определенной жестокостью по отношению к интернет-магазинам, что может быть в определенной степени оправдано частыми проявлениями недобросовестности с их стороны, например, когда на сайте размещается заведомо ложная информация о продавце, товаре.
Правила выбора интернет-магазина
Как поясняют в отделе защиты прав потребителей, деятельность интернет-магазинов регулируется правилами продажи товаров дистанционным способом. Этот документ легко найти в интернете. Прежде чем совершать какую-то покупку в сети, нелишне будет с ним ознакомиться.
Можно выделить несколько основных критериев, на которые стоит обратить внимание.
Прежде всего магазин на своем сайте должен предоставить покупателю максимум информации о себе – полный адрес и телефон, данные о регистрации, порядке приобретения и возврата товара, о том, куда и в какие сроки в случае чего предъявлять претензии.
Важно: если на сайте написано, что товары не подлежат возврату и обмену – это тревожный сигнал. Дело в том, что практически любую вещь, купленную в интернет-магазине, по закону можно вернуть в течение семи дней. Это относится в том числе и к группам товаров, которые в обычных магазинах вернуть нельзя. Также должны быть указаны на сайте сроки получения товара. В противном случае покупку можно вернуть в течение трех месяцев.
У вас есть 15 дней
Но чаще всего горожан интересовали права потребителей при покупке сотовых телефонов, в которых практически с первых дней проявлялись скрытые недостатки.
Как разъяснили специалисты, сотовые телефоны с сенсорными экранами входят в Перечень технически сложных товаров, утвержденный постановлением правительства РФ, на который распространяется исключительный порядок, предусмотренный статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей». В частности, в течение 15 дней со дня передачи покупки потребителю требование о замене некачественного товара или о возврате уплаченной за него суммы может быть заявлено при обнаружении в нем любого недостатка, возникшего до передачи товара покупателю.
Если же с момента передачи товара прошло более 15 дней, то потребовать заменить некачественный товар или вернуть за него деньги можно только в одном из следующих случаев:
1) обнаружение существенного недостатка товара;
2) нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара;
3) невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Поэтому потребителям было рекомендовано при обнаружении в сотовом телефоне недостатков в первые 15 дней после покупки воспользоваться своими правами, потому что позднее заменить товар или вернуть за него деньги будет значительно труднее.
Подскажут как действовать
Одну позвонившую женщину возмутил тот факт, что, купив банку тушенки, вместо нее она обнаружила непонятную розовую массу.
— Мясом даже не пахло, — рассказала вартовчанка. — И что делать в этой ситуации?
Начальник отдела по защите прав потребителей Татьяна Ларкина посоветовала составить письменную претензию.
К слову, все образцы подобных заявлений можно найти на сайте городской администрации.
Неразрешимых проблем почти не бывает, уверены специалисты отдела по защите прав потребителей. Они всегда готовы прийти на помощь потребителям: подсказать, как действовать в той или иной ситуации, помочь составить исковое заявление…
Многие нижневартовцы уже оценили подобную помощь. Об этом говорит статистика. Только в 2016 году в администрацию города поступило 1184 обращения граждан по вопросам защиты прав потребителей. Интересно, что большинство обращений приходится на сферу торговли – 72,8%. Зато по сравнению с прошлым годом в четыре раза снизилось количество жалоб в отношении ремонта и пошива швейных изделий.

Мария Субботина.