Создание единого расчетно-информационного центра (РИЦ) в Нижневартовске стало в последнее время одним из обсуждаемых вопросов.
Напомним читателям, что задачей РИЦ станет начисление и сбор платежей за жилищные и коммунальные услуги, а в дальнейшем еще и работа по взысканию долгов со злостных неплательщиков.
Власть города активно продвигает новую идею, считая создание такого центра одной из новых форм модернизации системы ЖКХ, создаваемого с целью организации комфортного процесса оплаты жилищно-коммунальных услуг для обеих сторон: и для населения, отдающего свои кровные, и для города и ресурсоснабжающих предприятий — получающей стороны.
Между тем, читатели «МВ», в частности Игорь Коростылев, интересуется, не станет ли нововведение причиной повышения квартплаты, ведь с 1 июля тарифы по России и так подросли в среднем на 6,5%.
Как поясняют в департаменте ЖКХ, создание РИЦ не приведет к росту квартплаты (повышение тарифов с 1 июля не в счет) и его содержание не ляжет дополнительным бременем на плечи граждан. Планируется, что работа центра изрядно разгрузит управляющие компании, чтобы они могли заняться своим непосредственным делом — управлением и содержанием жилищного фонда.
На очередном заседании рабочей группы, куда вошли представители администрации города, департамента ЖКХ и управляющих компаний, глава города Василий Тихонов подчеркнул:
— Это совершенно новый уровень сервиса и в плане скорости, и в плане мобильности системы расчетов, и в плане ресурсозатратности. Сфера ЖКХ должна быть высокотехнологичной, для этого и открывается расчетно-информационный центр. Мы движемся к тому, чтобы сделать платежи ЖКХ максимально открытыми для населения. В идеале оптимизация всех процессов должна улучшить качество жилищных услуг, а единый центр обеспечить жителей города качественным сервисом. В основе всех преобразований — создание удобных условий для населения нашего города.
Сейчас идет работа по передаче функций управляющих компаний РИЦ. Необходимо создать новый единый расчетный документ, идентифицировать лицевые счета, привести их в соответствие с адресами собственников, чтобы не возникло путаницы, и заложить в новую программу. Перед рабочей группой встала также задача обязательного соблюдения закона РФ о передаче персональных данных граждан новому центру.
Уже в августе горожане получат платежные квитанции на дом. Открытие РИЦ позволит собственникам оплачивать услуги, не выходя из дома или в любом удобном для себя месте, к примеру, в магазине. Для этого в городе планируют создать широкую сеть пунктов приема платежей ЖКУ – их можно будет оплатить в платежных терминалах банков, через киоски самообслуживания в торговых центрах и непосредственно в РИЦ.
— Будут ли квитанции доставляться вовремя, ведь мы знаем, с какими перебоями иногда работает Почта России? – спрашивает пенсионерка Наиля Камалова.
На сегодня ФГУП «Почта России» — известный бренд и вызывает наибольшее доверие среди всех операторов. Поэтому и выбран в качестве доставщика платежных документов населению, считает будущее руководство РИЦ. В любом случае будет заключен договор, определяющий условия и сроки доставки, а также оговорены меры в случае нарушения соглашений.
— Не растеряются ли люди старшего возраста, привыкшие оплачивать коммунальные услуги в кассе ЖЭУ? – беспокоится Анна Михеева.
— Для удобства горожан переход будет осуществляться поэтапно. Чтобы нижневартовцы могли постепенно привыкнуть к современной системе платежей, расчетные кассы в ЖЭУ продолжат работать некоторое время. Но затем все полномочия управляющих компаний по сбору денег с населения перейдут в РИЦ вместе с кассирами.
— Можно ли будет оплачивать услуги по компьютеру, это было бы очень удобно для занятых людей? — спрашивает Егор Малышев.
В будущем на базе РИЦ планируют создать онлайн платформу. Любой собственник сможет зарегистрироваться на сайте РИЦ в «Личном кабинете» и получить доступ к информации по лицевому счету. Это позволит собственникам, не покидая квартиры, внести показания приборов учета и оплатить услуги ЖКХ через электронную платежную систему, ознакомиться с задолженностью, посмотреть историю платежей.
Скорее всего квитанция РИЦ в дальнейшем объединит все основные коммунальные услуги, а также присоединит дополнительные: плату за домашний телефон, домофон, капитальный ремонт, Интернет и т.д. В итоге оплатить все счета можно будет в одном окне.
Аналогичные структуры есть во множестве городов РФ, и они в целом неплохо себя зарекомендовали. Есть надежда, что РИЦ выведет на совершенно новый уровень отношения между участниками сферы ЖКХ.
Римма Гайсина.