Школа привыкла к преобразованиям, поскольку на протяжении многих лет система российского образования, а значит, и городская живет в процессе реформирования.

4

Новое оборудование на выставке представили «Интерактивные системы».

— Но сегодня система образования города и всей страны стоит на пороге не просто очередных изменений, а настоящего скачка, большой перемены — подчеркнула директор городского департамента образования Ольга Козлова, открывая традиционное августовское совещание педагогов города. О том, что это за перемены и как к ним подготовиться, о качестве образования в свете этих перемен и говорили на городском педсовете накануне нового учебного года.
Говоря о новых трендах в образовании, Ольга Козлова напомнила об объявленной в июле нынешнего года министром образования Ольгой Васильевой масштабной реформе. Эта реформа предполагает возвращение школ в государство и выстраивание государственного управления, потому что сейчас, по мнению министра, школы находятся вне государственной опеки и заботы. Ольга Козлова объяснила коллегам: суть реформы — в передаче школ от муниципальных властей региональным. По мнению министра, это будет способствовать созданию единого образовательного пространства и укреплению вертикали управления с Минобр-науки во главе.
Акцент реформа сделает на качестве реализации государственных стандартов. Это означает, что будет определен единый минимум знаний, который должен получить ребенок, независимо от того, в каком регионе он проживает. Для того чтобы определить этот минимум, были разработаны базовые стандарты. То есть теперь каждый учитель и каждый родитель будут знать, с чего ребенок 1 сентября начинает изучать предмет и что должен знать, заканчивая учебный год.
Реформу планируют начать с пилотного проекта, в котором примут участие Самарская и Астраханская области и Санкт-Петербург. Югра на этот раз не станет экспериментальной площадкой, однако, по словам Ольги Козловой, готовиться к переменам нужно серьезно уже сейчас.
— Наша задача — определить возможные риски и пути их обхождения, — сориентировала педагогов Ольга Петровна.
Она детально рассказала, что именно изменится для школ. В связи с тем, что функции и полномочия учредителя образовательных организаций будет осуществлять орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, школам придется менять все документы — от устава до аккредитаций. Теперь финансовые средства будут напрямую поступать из региона — в нашем случае из правительства Югры на счет образовательного учреждения. Соответственно и контроль за расходованием средств также будет осуществлять официальный Ханты-Мансийск.
Ольга Козлова обратила внимание коллег на то, что теперь школы, детские сады и другие образовательные учреждения не смогут получать поддержку со стороны органов местного самоуправления, и учреждения приобретают большую, чем раньше, свободу, но и будут нести большую ответственность. Директор департамента рекомендовала всем руководителям образовательных учреждений провести внутренний аудит деятельности, выявить сильные и слабые стороны управления, при необходимости произвести кадровую перестановку и разработать план по переходу в новый статус.

Наталья Комарова, губернатор Югры:
— Перед нами стоит стратегическая задача по вводу новых школ и модернизации действующих, так чтобы к 2025 году все школьники Югры могли учиться в одну смену в современных и хорошо оснащенных зданиях. Решение этой задачи потребует консолидации всех доступных ресурсов и сил.
Только умного послушается робот

Выставка достижений образовательных учреждений, методик, которые используются педагогическими коллективами, авторских программ, является, пожалуй, лучшей иллюстрацией к городскому педагогическому совету.

Она всякий раз поражает воображение, демонстрируя необыкновенные пособия, современные учебные материалы, благодаря которым гранит науки по зубам даже не самым пытливым ученикам.
Заставляет выставка восхищаться и неустанностью педагогов в поиске собственных решений образовательных проблем.
Невозможно взгляд оторвать от ярких цифр и букв из угловатых бусин. Правда, дети, для которых предназначено это учебное пособие, не увидят красоты, ведь эти цифры созданы педагогами нижневартовской санаторной общеобразовательной школы, которая является ресурсным центром по обучению детей с особенностями развития. Созданы они для незрячих учеников – таких в школе сегодня одиннадцать. Кроме того, что не видят, эти ребята имеют еще множество заболеваний, поэтому
обучаются на дому. Однако на занятия, которые формируют жизненные компетенции, они приходят в школу, ведь умение общаться, ориентироваться в обществе для таких учеников важнее академических знаний. Однако и считать нужно уметь. Представление о том, что такое пять, ребенок, особенный ребенок,узнает, ощупав цифру из неровных бусин. Ее запомнят кончики пальцев. Так же ребенок познакомится и с образом Маленького принца, которого тоже создали преподаватели, и с моделью его планеты, шершавой и объемной.
— Нам хотелось, чтоб учебные пособия были многофункциональны: решали сразу несколько задач, — объясняет учитель-логопед Евгения Плеханова. — Не только давали представление о предмете ребенку, который, допустим, не видит, но и развивали мелкую моторику, пространственное мышление. Именно поэтому мы готовим многие пособия сами.
Не ищут готовых решений для своих задумок и педагоги детского сада №79 «Голосистое горлышко». В типовом здании детского сада нет никаких специальных помещений, студий, но уже три года воспитатель Тамара Павлющенко ведет шахматный кружок, в который стремятся записать своих детей все родители. Она просто приходит в группы к ребятам, и те с радостью раскладывают шахматные доски на столах или на полу. Два раза в неделю по двадцать минут младшие дошкольники занимаются шахматами, а старшие и подготовительные группы — по тридцать минут. Теперь занятия шахматами введены в образовательную программу детского сада. Написана специальная программа, обучены воспитатели, сшиты кастеляншей жилеты, обозначающие разные фигуры — для игры в «живые» шахматы.
Ребята разбирают роли и занимают места на шахматной доске — в качестве нее выступает клеенка с изображенным на ней шахматным полем. Расстелил такую под рябинкой на прогулке, и веселая игра на свежем воздухе началась. Дети в подвижной игре лучше запоминают ходы. В июне в детском саду даже состоялся шахматный турнир, в котором приняли участие воспитанники и их родители, дружно гуляя по шахматному клеенчатому полю.
Создали педагоги также и настольную игру, которая закрепляет начальные навыки игры в шахматы. Одновременно в нее могут играть пять-шесть человек. Воспитателей нижневартовских детских садов игра очень заинтересовала. Спрашивают, где такую можно приобрести. Самое время запатентовать изобретение!
Как всегда, сложно отойти от стенда, на котором своей особой жизнью живут роботы. Робот-пекарь машет лопаткой, куда-то бежит неугомонный таракан. Авторы экспозиции утверждают: всех роботов сделали малыши из детского сада №47 «Гнездышко», где с прошлого года преподается робототехника. Роботы ребята собирают из удивительных конструкторов. По сути это то же лего, но к нему прилагается конструктор программный — из отдельных данных шагов на планшете дошколенком составляется программа, которая заставляет собранного робота выполнять разные действия. Закрадется хоть одна ошибка, и робот слушаться не будет. Разве можно придумать для ребенка лучшую мотивацию работать над ошибками и становиться умнее?
Жить со скоростью ребенка

Что необходимо для эффективного развития школы, инновации в детском саду и в системе внутренней оценки качества образования. Эти и многие другие проблемы обсуждали педагоги на августовском совещании за «круглым столом». В рамках городского педсовета была организована работа пяти таких «круглых столов».
На одном из них интересным опытом своего коллектива делилась заведующая детским садом №38 «Домовенок» Лариса Бондарева. Опыт уникальный и необычный. Как мы знаем, в школу начиная с этого года возвращается предмет астрономия. Он появится в расписании одиннадцатиклассников. Но дошколята опередили школьников: весь прошлый год воспитанники детского сада №38 занимались астрономией. Педагоги этого учреждения самостоятельно разработали программу «Юный астроном». Занятия проводятся для того, чтобы у дошколят сформировать элементарные знания о планете Земля и космосе.
— В основу программы положены первостепенные знания, дающие представления об астрономии как о науке, ее историческом значении, важности изучения и связи с другими областями знаний, — рассказала Лариса Бондарева. — Содержание занятий согласуется с курсом начальной школы «Окружающий мир».
Лариса Бондарева рассказала также коллегам о том, что ежегодно в детском саду расширяется спектр дополнительных образовательных услуг. Педагоги, выстраивая свою работу, стараются отвечать на запросы родителей и вызовы времени. «Надо успевать жить со скоростью ребенка! Под таким девизом работает наш коллектив!» — объяснила Лариса Агзамовна.

Материалы полосы Гули Бессоновой.