Все дети по-своему необычны. Безусловно талантливы, любознательны, интересны и замечательны. Они ходят в детские сады и школы, гуляют во дворах, общаются с друзьями, познавая причудливый кружающий мир.

5

Но есть категория ребят, которые мир воспринимают по-своему. Это дети с особенностями развития. Именно для них в Югре созданы специальные учебно-воспитательные учреждения, позволяющие развиваться, учиться и наравне со своими сверстниками вливаться в социум.

Услышали и поддержали

С 2008 года в поселке Излучинск Нижневартовского района существует Излучинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Открывалась она целенаправленно для детей, у которых были проблемы со слухом, и долгое время существовала в этом статусе. С нового учебного года возможности школы расширены, и целевой задачей учреждения стало обучение и развитие детей и с рядом других проблем.
Случилось это благодаря строительству нового здания, которое уже сегодня примет своих первых учеников со всего округа.
— Мы все время ощущаем прямую заботу правительства Югры о создании специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями, — говорит временно исполняющая обязанности директора школы Лилия Муртазина. – Департамент образования округа выступает гарантом полноценного образования всех категорий детей. С этой целью и был создан наш интернат.
Пропускная мощность старого здания составляла 50 человек, да и само оно представляло собой ряд приспособленных помещений, несомненно, устаревших и не отвечающих современным требованиям. По ходатайству школьного руководства специалисты окружного департамента образования обратились в правительство региона с просьбой о необходимости возведения новой школы. Так и появилось в планах окружного строительства здание интерната.
Субсидии выделили также из бюджета округа, а подрядчиком выступило сургутское предприятие «Сибвитосервис».
— Мы благодарны строителям, — поясняет Лилия Мухамадрахимовна. — Работы они выполнили быстро и качественно.
Всего три года заняло строительство интерната, что для такого объекта вовсе не долгий срок. Сегодня здание готово принять 120 детей из всех муниципалитетов округа, в том числе и 36 воспитанников детсадовского возраста.

Максимально комфортно

В рамках государственной программы «Доступная среда» здесь представлены все виды специального оборудования, предназначенные для беспрепятственного передвижения по территории интерната детей с особенностями развития. Это и тактильные дорожки, и пандусы, и указатели с таблицей Брайля, и кнопки вызова и еще много чего другого.
Оборудование учебных классов состоит из самых современных приборов и приспособлений, призванных создать максимально комфортные условия для обучения. Например, такое уникальное изобретение, как вибростол.
— Дети, у которых ослаблен слух, очень хорошо реагируют на вибрации, — поясняет исполняющая обязанности директора. – Каждый звук нашей речи имеет индивидуальную волну. В небольшой столик вмонтировано приспособление, способное эти волны улавливать и передавать. На первом этапе, когда учитель только начинает работать над словарем, новыми словами, он предлагает детям картинки, таблички. Руки детей лежат на столе. Учитель проговаривает слова, дети воспринимают их слухозрительно, ощущая вибрацию, после чего воспроизводят их самостоятельно.
Адаптированные компьютеры, принтеры, пишущие машинки, мебель, шахматные доски — здесь все дает возможность получить знания и реализовать свои увлечения.
— Мы большое значение придаем созданию в интернате здоровьесберегающей среды, — делится Лилия Муртазина, — ведь наши дети особенно в этом нуждаются. Для них организованы светлая сенсорная комната, массажная дорожка, сухой душ.
Перечислять можно долго — не хватит газетной полосы. Такой же длинный список составляет и количество индивидуальных и групповых занятий, которые проводятся с детьми, начиная с физминуток и заканчивая коррекцией психоэмоционального состояния воспитанников. Есть в этом перечне звукотерапия, цветотерапия и ароматерапия. Сюда же входит и еженедельное посещение бассейна в спорткомплексе «Бригантина».

Игры и игрушки

Еще один немаловажный фактор этого направления работы — деятельность самих учеников. Они готовят проекты и презентации по правильному питанию, о вреде курения, о здоровом образе жизни. В процессе подготовки осознают важность правильного поведения и стараются убедить в этом своих товарищей.
Что касается дошколят, то для них действует комната Монтессори. Выдающийся итальянский врач, педагог, антрополог, создатель уникальной системы дошкольного воспитания Монтессори была убеждена в том, что в каждом ребенке от рождения присутствует мощный внутренний ресурс, постепенное раскрытие которого будет способствовать становлению гармоничной личности. Необходимо лишь создать условия для самообучения и саморазвития ребенка. Классическая система Монтессори предполагает воспитание без принуждения, нацеленное на пробуждение естественного интереса ребенка к обучению и учитывающее его физиологические особенности и психические потребности. Для достижения поставленной задачи используется специально подготовленная среда — Монтессори-классы.
В игровом зале предусмотрена уникальная паркетная технология. В комнате разложены тематические ковры, на которых изображены географические карты, городские схемы с автодорогами и даже разметка для игры в классики. К каждой теме прилагается свой набор игрушек и пособий, позволяющих максимально приблизить игру к реальности. Ну а интерактивный пол и вовсе вне всякой конкуренции.

Адаптация через увлечение

— Серьезное внимание в нашей школе-интернате уделяется социальной адаптации учеников, — делится Лилия Мухамадрахимовна. — Помимо постоянной работы психологов в этом немаловажную роль играет инклюзивное образование. Здесь нужно отметить поддержку районной администрации, которая предоставила нам возможность определять детей в спортивные секции, школы искусств, кружки по интересам.
Большую совместную работу интернат проводит с излучинским комплексным центром социального обслуживания населения «Радуга», посетители которого учат детей создавать произведения декоративно-прикладного искусства, с молодежным центром «Луч», КДЦ «Арлекино», библиотеками. Для каждого из воспитанников находится увлечение: кто-то создает картины из шерсти — настоящие шедевры, кто-то поет, кто-то играет на музыкальных инструментах или занимается спортом.

Как дома

Детские таланты безграничны, и опытный штат специально обученных педагогов, психологов, медиков прилагает все усилия, чтобы их раскрыть и развить.
Но все вышеперечисленное касается вещей вполне официальных — развития, обучения, воспитания. Однако это процессы не круглосуточные, есть ведь время для еды и сна.
Кормят деток пять раз в день с учетом всех требований СанПина. Для каждой возрастной группы разработано свое меню, в котором рассчитаны калорийность, количество витаминов, а при необходимости — диетичность. Впрочем, детям это не важно, главное — вкусно и сытно. А отдохнуть и выспаться можно в уютных комнатах, где есть все необходимое, чтобы дети чувствовали себя, как дома.
Родителям, приезжающим навестить своих любимых чад, в интернате селиться нельзя, но в шаговой доступности расположена вполне комфортабельная гостиница.

Наталья Стаброва.