НКО продвигают инновации, которые становятся обычной практикой.

5

— Сейчас готовим заявку на получение президентского гранта, — рассказывает руководитель НКО, занимающаяся работой с многодетными семьями в Мегионе, Александра Усанова. – Вопросов немало. Но в Югре к таким, как мы, относятся с пониманием. Заместитель директора Центра «Открытый регион – Югра» Жанна Котова, например, специально приезжала к нам в город, чтобы ответить на многие вопросы представителей местных НКО. Провела и консультации для социально некоммерческих организаций по написанию социальных проектов. Узнав, что в Нижневартовске «Открытый регион» совместно с департаментом общественных и внешних связей Югры проводит курсы повышения квалификации для некоммерческих организаций города, сразу же приняла решение – надо ехать.
Несколько дней в Нижневартовске шли лекции для представителей НКО по разным темам. Среди них, например, «Менеджмент НКО» (даны консультации по социальному проектированию, в том числе по оформлению заявок на 2-й этап конкурса президентских грантов) и по программе «Оказание услуг социально-ориентированными некоммерческими организациями в социальной сфере».
Впечатлили и приглашенные эксперты. Среди них руководитель Центра гражданского анализа и независимых исследований (ГРАНИ) Светлана Маковецкая. Она консультирует заместителей губернаторов и чиновников-финансистов и не понаслышке знает о «больных местах» аппаратчиков.
— ГРАНИ – одна из тех структур, кто развивает и поддерживает общественные инициативы не только в регионе, но и в стране, — поясняет Светлана Геннадьевна. — Мы одна из немногих организаций в России, которая очень много и мощно работает с органами власти, местным самоуправлением, поскольку считаем, что нужно постоянно распространять и расширять опыт участия в принятии решений. У нас высокая продуктивность. Мы работаем с Министерством экономического развития, раньше работали с Федеральной антимонопольной службой. Наши рекомендации успешно внедряются и мультиплицируются. Сегодня готова ответить на вопросы представителей НКО. Если есть конкретные случаи, требующие дополнительного общения, не проблема, подходите во время перерыва. Будем разбираться.
Вопросов набралось немало. Среди них те, которые связаны с грантовой поддержкой. Напомним, что сейчас в регионе свыше двух тысяч некоммерческих организаций (НКО), из них более полутора тысяч могут быть отнесены к социально-ориентированным. Это те общественные структуры, которые ведут свою деятельность на постоянной основе, нацелены на продуцирование общественных благ и созданы без участия государства. Свою деятельность они ведут на основе проектной работы, а меры государственной поддержки, в свою очередь, как раз и нацелены на то, чтобы создать комфортные условия для их развития и наиболее эффективной реализации.
— Мы долгое время работали как ООО «Перспектива», — рассказывает Анастасия Перегонцева. – Теперь на базе своего предприятия открыли и НКО. Направили документы в список поставщиков социальных услуг. У нас действует Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации для детей с ограниченными возможностями.
С помощью простой арифметики предприниматель пояснила, что выгодна НКО не только для родителей, чьи дети нуждаются в услугах того же логопеда-дефектолога, но и для самой НКО.
— Во-первых, как некоммерческая организация мы сможем принять к себе на реабилитацию гораздо больше детей, — поясняет Анастасия Перегонцева. – Сейчас некоторым нашим клиентам приходится ждать своей очереди до полугода. Второй плюс – благодаря новой структуре и, разумеется, поддержке города и округа стоимость занятий снизится ориентировочно в два раза. НКО зарегистрировать, как показало время, не сложно, но требуется время.
Безусловно, информация, озвученная на семинаре, позволит некоммерческим организациям более качественно подготовить те же проекты для участия во втором конкурсе президентских грантов, тем самым увеличив шансы на победу.
Именно НКО, как говорят эксперты, способны стать фабрикой социальных инноваций. У них есть мотивация оказывать те услуги, которых пока еще нет на рынке. Они способны заполнить образующиеся ниши, поскольку у общественников имеются личная мотивация, заинтересованность, возможность и свобода для эксперимента. Поэтому именно они продвигают инновации, которые потом становятся обычной практикой. Горячие линии, телефоны доверия, иппотерапия – когда-то всего этого не существовало, сейчас мы пользуемся данными ресурсами в порядке вещей.

Мария Субботина. Фото Юлии Пановой.