Случается так, что покупатель приобретает вещь хорошего качества, но потом оказывается, что она не подходит по размеру или другим параметрам. Что делать, если недавно купленный товар вас не устроил?
Для начала нужно помнить об одном не очень приятном для потребителя моменте – не все качественные товары можно просто отнести в магазин и обменять или получить назад уплаченные деньги. Существует целый перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар. В него входят парфюмерия и косметика, предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески), товары бытовой химии, пестициды, ядохимикаты, бытовая мебель (гарнитуры и комплекты), изделия из драгоценных металлов… Продавец может отказаться обменивать товар, даже если вы принесете его назад в течение двух недель с момента покупки – и по закону будет прав.
Более 20% обращений в сфере торговли, направленных в 2014 году в управление по потребительскому рынку администрации города, были связаны именно с трудностями с обменом или возвратом – поступило 261 такое обращение. Примерно половина удовлетворению не подлежала.
Управление по потребительскому рынку приводит такой пример: вы можете попросить продавца поменять сапоги, если размер вам не подошел, но вам не обязаны менять электрочайник, если он вдруг оказался ненужным (например, подарили сразу два на день рождения). Почему? Потому что законодательством не предусмотрено такое основание для замены качественного товара, как «лишний». В качестве основания могут быть приняты только следующие: товар не подошел по форме, размеру, расцветке, фасону, габаритам, комплектации. К тому же, чайник входит в тот самый Перечень товаров, не подлежащих возврату. В перечне указаны технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки – к ним относится и наш чайник.
Если товар, который вы хотите вернуть, в перечне не указан, для его возврата также должны быть соблюдены некоторые условия. Вернемся к сапогам. Если с момента покупки прошло не более 14 дней, товар не был в употреблении, сохранены все потребительские свойства, в том числе в порядке этикетки, маркировка и упаковка, сохранен чек, тогда у вас есть все шансы добиться своего. Если же вы попытаетесь вернуть качественную вещь, но на ней будут видны повреждения, следы неаккуратного использования, вам могут отказать в обмене. Кстати, отсутствие чека основанием для отказа не является. Если во время покупки присутствовали еще какие-то люди, они могут выступить как свидетели. К тому же, кроме непосредственно чека вы можете предъявить любой другой подтверждающий оплату документ.
Если товар, который вы собираетесь приобрести, указан в перечне, лучше все возможные вопросы с фасоном, размером, габаритами разрешить до момента покупки. Со списком товаров, не подлежащих обмену, лучше ознакомиться заранее, если же вы этого по какой-то причине не сделали. Данный перечень должен быть в каждом торговом предприятии, он предоставляется по первому требованию покупателя.


Анна Миронова. Фото Юрия Ипполитова
№ 44 от 14.03.15