Нижневартовские школьники написали итоговое сочинение.

Многие считают, что выпускные экзамены начинаются весной. И заблуждаются. Испытания для выпускников стартуют в декабре, когда одновременно по всей стране они пишут итоговое сочинение по литературе, которое служит своеобразным допуском к ЕГЭ.

В то утро, когда российские одиннадцатиклассники корпели над сочинениями, мы заглянули в нижневартовскую школу №40, где в отдельном изолированном крыле здания в трех аудиториях над своими решающими литературными произведениями трудились сорок шесть выпускников. Ровно на три часа пятьдесят пять минут в школе смолки звонки — ничто не должно помешать выпускникам. Каждый занял отдельную парту, как и положено по регламенту. В распоряжении ребят кроме официальных бланков и ручек — орфографические словари, в которые можно подглядывать. Никаких цитатников. Классиков на итоговом сочинении нужно знать наизусть.
Каждый из них может выбрать одну из пяти предложенных тем.
— Что же это за темы? — интересуюсь у Натальи Адольфовны Колос, которая ведет русский язык и литературу в выпускном классе. Она пожимает плечами: «Я не знаю!»
Объясняет: сегодня она не имеет права контактировать со своими учениками и узнает темы лишь тогда, когда сочинения будут написаны и сданы, а ребята выйдут из кабинетов. Сегодня все учителя русского языка и литературы, которые работают в выпускных классах, освобождены от дел.
Однако они в школе, переживают. Педагоги уже посмотрели, какие же темы достались регионам, которые первые прошли это испытание, и надеются, что Нижневартовску тоже повезло и темы ребятам достались «вопросные», а не «цитатные». Все это узнаю из их разговора.
— Что это значит? Чем «вопросные» лучше?
— Дело в методике формулировки темы, — говорит Наталья Адольфовна.
Она начинает пояснять издалека: вообще дети пишут два сочинения, итоговое по литературе, над которым работают сегодня, не последнее в их школьной жизни. Весной им предстоит написать еще сочинение, которое является 26-м заданием ЕГЭ по русскому языку и правильное выполнение которого, кстати, дает наибольшее количество баллов. 24 первичных балла можно набрать на сочинении, чем и пользуются выпускники, которые решили поступать в вузы.
— Так вот, это совершенно два разных сочинения. В этом задании ЕГЭ дается небольшой авторский текст, который школьнику нужно проанализировать и анализ свой записать. Фактически нужно ответить на вопрос: что хотел сказать автор? Какую мысль доказывает, какие для этого использует приемы, приводит доводы?
В итоговом сочинении по литературе другой подход. Дается проблемный вопрос, на который выпускник должен дать ответ, подтверждая читательским опытом. Главное требование — соответствие теме. И если вопрос не прозрачен и неверно понят, то сколько бы ребенок ни привел аргументов, как бы ни был начитан, все будет тщетно, сочинение не засчитают.
— Вот почему мы, учителя литературы, всегда надеемся на то, что темы будут «вопросные». Например: как ты считаешь, способны ли отважные люди на подлость? Когда мы слышим четко сформулированный вопрос, проще дать на него ответ.
Наталья Адольфовна добавляет: школьникам теперь дается свобода спорить с формулировкой вопроса, главное, чтобы была верная аргументация, чтобы ребенок смог доказать свою точку зрения, опирась на прочитанное. Можно даже доказывать, что Родион Раскольников убил старушку из благих побуждений. Но логика в этих рассуждениях должна обязательно присутствовать.
— Сейчас ребята сдадут сочинения, и что же будет с ними дальше? – спрашиваю учителя.
— Сразу после того, как работы будут сданы, их вынесут в штаб, там отсканируют. Сканированные копии отправят в Ханты-Мансийск. Оригиналы проверят в Нижневартовске специально созданной комиссией.
Сочинение будет оцениваться двумя отметками — зачтено или не зачтено. Однако может быть рассмотрено приемной комиссией вуза, где литература — профильный предмет, что позволит получить дополнительные баллы к результатам ЕГЭ.

Гуля Бессонова.