Обского городка, основанного Иваном Мансуровым в 1585 году, сейчас нет.
Но именно с него началась история русских городов Сибири.

Да не оскудеет память…
Не унесло течение реки память о Ермаке. Много в Сибири мест названо в честь славного первого атамана Сибири с его дружиною, который победно вступил в столицу Сибирского царства. Погиб Ермак в 1585 году. На высокой горе Тобольска памятник ему возвышается. Фамилии Ермаковы встречаются. Протоки и села именем его кличут. Много книг и стихов написано, народных песен поется во славу его. Николай Михайлович Ядринцев посвятил атаману стихотворение «Стрела», взяв за основу легенду из сибирской летописи. В конце XVIII века в Тобольске с успехом прошла пьеса «Ермак» местного священника Флоринского. В IX веке П.П. Ершов написал поэму «Сузге». В тюменском театре была поставлена пьеса профессора М. Бударина. С обращения самого Ермака к дружине: «Милая братия моя … аще нам господь бог поможет, то уж и по смерти нашей память не скудеет вовеки», – будут помнить люди имя вожака, покорителя Сибири.
На традиционных днях памяти в Тобольске в августе 2017 года был поднят вопрос о канонизации атамана казаков Ермака Тимофеевича в лике святых.
После смерти Ермака его делу угрожала окончательная гибель. Кучумовы татары с уверенностью в успехе восстали против русских ратников, истомленных лишениями и борьбой. Иван Глухов с оставшимися 150-ю людьми, боясь преследования, не осмелился возвращаться в Россию тем же путем, что шел некогда покоритель Сибири, а спустился по рекам Иртышу и Оби и, переваливши через Уральский хребет, достиг нынешней Архангельской губернии, лишь затем направился в Москву. Сибирское же царство на время вернулось к владению, вначале им правил сын Кучума Алей, затем сын сверженного Кучумом Бекбулата вместе с племянником Едигера – Сейдяк.

Некоторое отступление
Первые сношения Московского царя с сибирским ханом случились еще в 1569 году. Соглашение на унижение? – взвыли люди. Да, монголо-татарское иго имеет многовековую историю…
Однако не так много написано книг о Кучуме. Наш тобольский писатель Вячеслав Софронов отважился, провел исследования, и появился его двухтомный труд «Кучум», изданный в 1993 году.
Наверное, поэтому так легко вести разговоры здесь,
в доме-музее, да к тому же
в кругу литературной братии, именно об истории, о культуре, о литературной составляющей. И получить книги с автографом писателя – снимок тому подтверждение.
Софронов отмечает, что в Сибирь, которую открыли русские первопроходцы, сразу же устремляются и завоеватели из Средней Азии. Они считают ее подвластной Золотой Орде и поэтому диктуют здесь условия вассального ханства. Молодая династия Тайбугинов, вышедшая из местной знати, не желала признавать своей зависимости от Бухарского царства, отчего происходили постоянные стычки между пришельцами из степей и сибирскими воинами. В 1555 году сибирские ханы Едигер и Бек Булат признают себя данниками Москвы и просят помощи в войне со степняками. Хотя помощи не последовало, но через несколько лет в Сибирском ханстве уже правила иная династия – Шейбанитов, берущих свое начало от хана Шейбана, брата Батыя, возглавлял которую на сибирском престоле хан Кучум. Им же, потомком Чингисхана, в Сибири распространялся ислам. Судьба хана трагична и загадочна, но это события, происходившие на берегах Иртыша, Тобола и Оби.
Реален народ, который жил на этих землях, давший новому правителю прозвище Кучум. Ведь в переводе с татарского это «пришелец», «переселенец», «кочевник». Событиям, предшествующим походу Ермака, и посвящена книга В. Софронова о прошлом нашего народа.

Наказав, пожалеть и помиловать…
И все же сыновья Кучума, впоследствии перешедшие на службу России, получили титул царевичей Сибирских. Хотя ранее титулы переходили только по наследству, Кучумовичей же произвели после того, как один из царевичей Сибирских оказался замешанным в дело сына Петра царевича Алексея Петровича. С тех пор потомков Кучума стали называть князьями Сибирскими.
Интереснейше об этом написала Любовь Александровна Пиманова в книге «Земля открытий». Из Москвы в Ялуторовск в 1800 году был сослан князь Василий Федорович Сибирский, генерал и кригс-комиссар. О нем было сказано: «Его прадед был правителем Сибири… В царствование Павла этот князь пытался спасти от изгнания некоторых своих друзей, за это преступление был схвачен и препровожден в Сибирь. Закованный в кандалы, босиком, князь отправился на родину своих предков…точно злодей. Через год он был освобожден, но с тех пор лицо его носит печать постоянной грусти». Знаменитый немецкий драматург Август Коцебу в своей книге о Сибири написал: «В Ялуторовске был в ссылке князь С(ибирский) – бывший генерал от инфантерии, его невинность была после доказана, и ему возвращены чины и дворянство. Скованного тяжелыми цепями тащил его проводник. Сюда к нему приехала семья, вслед за ним отправившаяся, – жена и дети. Князь С(ибирский) был болен, но в кругу своих».

История основания городов Сибири
Александр Герцен умиляется: «Горсть казаков и несколько сот мужиков перешли на свой страх океаны льда и снега, и везде, где оседали усталые кучки, в мерзлых степях закипала жизнь, поля покрывались нивами, стадами».
Царь Федор Иванович, уже долго не имевший известий о последних событиях во вновь завоеванном крае, отправил в Сибирь нового воеводу Ивана Мансурова с сотнею казаков и пушкою. Высадившись на зимовку при впадении Иртыша в Обь у Белых гор, близ нынешнего села Самаровского, на правом берегу Оби против устья Иртыша, Мансуров устроил укрепление, названное в Книге большого чертежа городком Обским Большим. Остяки называли его Рушват, т.е. русский городок. В одной из грамот 1610 года упоминается стоявший здесь Муалымский городок, который по Миллеру, тождествен городку Мансурова. Осада остяков была безуспешной после первого же выстрела пушки, с которой сибиряки познакомились впервые, и изъявлением дальнейшей покорности.
Обского городка, основанного Иваном Мансуровым в 1585 году, сейчас нет. Но именно с него началась история русских городов Сибири.
Когда стало известным печальное положение дел в Сибири, царь отправляет рать из 300 человек, стрельцов и казаков под начальством двух воевод Василия Сукина и Даниила Чулкова. Воевода Сукин прибыл к реке Туре, выбрал место на берегу и построил город Тюмень – на месте прежнего татарского города Чингитура.
Отрывок из сибирской летописи: «Лета 7093 посланы воеводы с Москвы В. Сукин да И. Мясной, да письменный голова Даниил Чулков с тремя сты человек, поставиша град Тюмень. Июля в 29 день еже Чинги слых». Дата 7093 год по старому летоисчислению от сотворения мира, принятому на Руси до Петровских реформ. В 1700 году Петр I ввел новое летоисчисление от Рождества Христова, по новому календарю Тюмень основана в 1586 году.
Весной прибыло из Москвы новое войско из 500 человек, с коими велено было Даниилу Чулкову при слиянии Иртыша с Тоболом основать главный административный центр края – город Тобольск.
Тобольск, основанный в 1587 году воеводой Д. Чулковым, когда-то был самым главным городом в Сибири. Через него ехали и купцы, и послы, и путешественники, и землепроходцы. Славится единственным в Сибири белокаменным Кремлем.
Он, упомянутый Чулков, и был первым воеводою Тобольским в 1587-1589 гг. Вскоре, впрочем, город был перенесен на мыс нагорного берега Иртыша, срублена церковь. К этому же году относят основание первого в Сибири монастыря Тобольского Знаменского. Ныне считают его дату даже ближе к 1586 году, так как первоначально он находился не в самом Тобольске, а за Иртышом, и только в 1610 году монастырь перенесен в Тобольск на нагорную его часть.
С этого времени Сибирь уже доставляла в казну 200 тысяч соболей, 10 тысяч лисиц черных, 500 тысяч белок, кроме бобров и горностаев, как повествует об этом Карамзин. «Ясак положил государь на Сибирское царство и на Конду большую, и на Конду меньшую, и на Пелымское государство, и на Туру реку, и на Иртыш, и на Иргизское государство, и на Пегие колмаки, и на Обь Великую, и на все городки на Обские, на девяносто на четыре года, с году на год иметь по пяти тысяч сороков соболей…».

Материалы полосы Альбины Кузьминой.