Отчего детям не интересно учиться и почему учителя теряют авторитет и уважение?
5

В Нижневартовске состоялся круглый стол, на котором представители родительской общественности, руководитель профильного департамента Эдмонд Игошин и заместитель главы города по молодежной и социальной политике Надежда Волчанина подняли актуальные вопросы сферы образования.
Вначале встречи Эдмонд Игошин призвал участников круглого стола говорить на любые темы, в том числе болезненные, а также не бояться здоровой критики. Ведь чтобы решать проблемы, о них нужно знать, а значит — не замалчивать.
В первую очередь разговор зашел о ключевой фигуре в системе образования — учителе. Сегодня есть такое понятие, как профессиональный стандарт педагогов. Но возможна ли стандартизация, если речь идет о воспитании, обучении детей?
— С одной стороны, стандарт – это стандартное отношение, но с другой стороны, Закон об образовании говорит, что к каждому нужен индивидуальный подход. Где заканчивается стандарт и начинается служение? В моем понимании учительство — это прежде всего служение и только потом работа, — отметил Эдмонд Игошин.
По мнению Надежды Волчаниной, стандарт — это образец.
— Для нас учитель всегда был образцом — в поведении, умении себя вести, красиво сформулировать мысль и высказать, а все остальное стандартизировать сложно. После вуза педагог получает лишь набор компетенций, а дальше нужно самому развиваться. Главное, чем должен обладать педагог — не стандартами, а человеческими качествами. Не имея их, педагог теряет уважение.
Согласны с этим и родители, которые отмечают, что нередко слышат от детей как минимум, что в школе не интересно. А кто-то из школьников откровенно говорит: я ненавижу своего учителя. Почему так происходит? По мнению одного из участников круглого стола, в профессию не всегда приходят по призванию. Для многих это просто ремесло. Но обладать дипломом все-таки мало, любовь к детям и профессии в стандарты не загнать.
— У нас за год поменялось три учителя математики, — рассказывает один из представителей школьного управляющего совета. — Дети не могут найти с педагогами общий язык. Что делать? Директор школы этот вопрос никак не решает. А нам приходится после уроков идти к репетиторам, чтобы ребята хоть как-то получали знания по этому предмету, — констатирует родитель.
Как отметил Эдмонд Игошин, это еще одна проблема – к сожалению, на рынке педагогического труда в нашем городе сегодня отсутствует конкуренция. Во многом и это влияет на отношение учителя к профессии. К примеру, остро не хватает тех же математиков, а привлечь учителя в наш северный городок чем? Раньше специалистам могли предложить жилье, а сейчас?
В городе начинают решать этот вопрос, сегодня строятся дома для врачей, которых также катастрофически не хватает. Возможно, что следующим этапом станет возведение дома для педагогов.
Что касается конфликтных ситуаций, то руководитель департамента образования признал: контакт между руководителями образовательных учреждений и родительской общественностью действительно недостаточно налажен.
— Это действительно сильно бросается в глаза. Порой родителю проще написать чуть ли не президенту, чем разрешить вопрос на месте с заведующим или директором. Поэтому если есть какие-то проблемы, то я призываю обращаться к нам в департамент. Я открыт для общения и готов лично принять участие в разрешении тех или иных ситуаций, — отметил он.
Затронули во время разговора и качество образования. Однако особенных нареканий у родителей нет. Вроде бы знания дети получают, но вот идут в школу с неохотой. Им не интересно, признают многие. Педагог дал задание — дальше сами. Нет творческого подхода, нет вовлеченности школьников в процесс, а значит, нет и желания идти в школу. К слову, в первой гимназии для того, чтобы ребенку было веселее, ввели традицию проводить веселые понедельники. Есть стереотип — понедельник — день тяжелый, и гимназисты его разрушают. С самого утра здесь музыка, флешмобы, словом, атмосфера праздника. Такую практику в департаменте образования решили распространить по всем школам. Правда, пока она не везде приживается. Однако, по словам Эдмонда Игошина, задача руководителей учебных заведений как раз в том, чтобы дети шли на учебу с удовольствием, а не как на каторгу. И такие понедельники должны быть не только в начале недели. Можно придумать массу простых вещей, которые будут привлекать в школу и поднимать настроение.
Важно и участие родителей во всех школьных процессах. Даже если учитель или директор инертен, никто не запрещает его «расшевелить».
— Не секрет, что у нас в городе есть учреждения на более высоком уровне, и где ситуация не столь оптимистична. Конечно, важно, чтобы родители не подходили к этому вопросу с позиции «нам не повезло со школой, нам не повезло с учителем», но и сами двигали процесс, — заключил Эдмонд Игошин.

Александра Сергеева.