Безбилетников в Нижневартовске становится меньше.

9

Разгар рабочего дня, но автобусный маршрут №14 переполнен. Многие едут на дачу, оптовый рынок.
Большинство пассажиров – люди старшего поколения, но и молодых немало.
И тут входит контролер. Заметьте, с улыбкой.
— Предъявите, пожалуйста, билеты, — просит она пассажиров.
Пока идет проверка, замечаю, что четверо молодых людей спешат оплатить проезд.
Напомним, в автобусах Нижневартовска можно оплатить проезд банковской картой в одно касание. Специальные терминалы установлены в городских автобусах. Оплачивать проезд инновационным способом не только просто и безопасно, но еще и выгодно. Современная технология оплаты проезда дает преимущества не только пассажирам, но и транспортным предприятиям.
— Объясняем людям преимущества пользования картой, — говорит конт-ролер Валентина Курманова. – Это не только выгодно, но на первом месте для нас все же безопасность. Пользуясь картой, пассажиры не отвлекают водителя. А это очень важно.
— «Зайцев» много на городских маршрутах встречаете?
— В последнее время – редко. Люди становятся сознательными.
Как известно, пассажиры бывают разные – спокойные, как удавы, и болтливые, как попугаи. Не стоит забывать и о детях, непоседливых и болтливых, как мартышки.
А еще пассажиры бубнят, требуют, скандалят, жалуются, так что работу контролера явно не назовешь простой.
— Как выдерживаете?
— Я про себя говорю, что у природы нет плохой погоды. Вы мне никогда не испортите настроение, хотя на маршруте бывает все. Но стараюсь это все перевести в шутку. Ведь хороший кондуктор должен быть немного психологом. Хочется, чтобы в автобус заходили с таким же настроением — без дождя в сердце.
У нижневартовского контролера — женское лицо. Большинство работающих — представительницы прекрасной половины человечества. Мужчины, как правило, чураются такой работы.Но нагрузки в этой профессии отнюдь не женские. Возьмем, к примеру, самый распространенный график. Первый выезд в 5.50 и потом 6-7 часов поездок по городу. Но есть и свои плюсы, по мнению нашей героини.
Это неплохая практика для тех, кто хочет научиться разбираться в людях. Ничто так хорошо не учит психологии, как реальная жизнь. В итоге вы научитесь распознавать конфликт в зародыше – по мимике, по интонациям или даже невольным жестам, а потом и вовремя гасить его. Навык, который весьма пригодится даже в собственной семье.
— Главное в нашей работе — это улыбка, — продолжает Валентина. – Одни пассажиры жалуются на жизнь, другие спешат поделиться своими проблемами, третьи – молча предъявляют билет.
— Выявили безбилетника, а что дальше?
— Прошу оплатить проезд. Как правило, человек сразу же соглашается, иначе ему придется выйти из автобуса.
Принято считать, что хозяином автобуса является водитель, но мало кто задумывается над тем, что его душа — это контролер.Именно от него, вернее, от его настроения зависит очень многое, и прежде всего то, какая в салоне будет атмосфера и общий настрой пассажиров.
Считается, что контролер — вечный враг пассажира, хотя, понаблюдав за работой Валентины, поняла: это далеко не так. Работать с улыбкой, невзирая ни на что, сложно. А она может. И даже «зайцам» не скажет грубого слова.
Спасибо, за терпимость.

Мария Субботина. Фото Юлии Пановой.