Учитель — скорее, стиль жизни, чем просто профессия.

4

Как сказал один педагог, его дело сродни актерскому мастерству: не в состоянии сопереживать — играй, но играй так, чтобы зритель ни на секунду не усомнился в твоей искренности. И пусть будут ошибки, взлеты и падения, но тем и хороша профессия, что никогда и никому не позволяет чувствовать себя профессионалом.
Учитель — вечный ученик, а ученик — его вечный учитель.
Так уж сложилось, что в российских школах более 80 процентов учителей — представительницы прекрасного пола. А если речь и заходит о педагогах-мужчинах, то наиболее вероятно, что мы представим трудовика или физрука. И тут снова — стереотип. Тот, кто преподает физкультуру, сильный, но умом не блещет. А другой — и вовсе неудачник, и научить может разве что табуретки колотить.
Наш герой Сергей Бытко преподает в школе №43 историю. Молодой, но опытный учитель ответил на слегка провокационные вопросы и развеял миф о таком редком нынче явлении, как мужчина-педагог.

— Правда ли, что в педагогику идут мужчины, которым не светит сделать карьеру на другом поприще?
— Давайте начнем с того, что слово «учитель» мужского рода. И если обратиться к истории образования, то увидим, что учителями на протяжении тысячелетий были только мужчины. А профессию я выбрал осознанно. Мама — педагог, это раз. Увлекался историей — два. Неподдельный интерес к прошлому привел меня в Нижневартовский университет на исторический факультет. И там я понял, что самый близкий мне вариант продолжать заниматься наукой, расширять свой горизонт — это преподавать историю. Так, после третьего курса, в 21 год, я оказался в школе. Тогда закон позволял брать на работу студентов. Что касается карьеры, то какой рост в этой сфере может быть? Как правило, работа находится в музеях, архивах, там, где работают с документами, как вариант — уйти в туристический бизнес. Но, признаться честно, мне это просто не интересно. Преподавая историю детям, я прежде всего учусь сам, расту как специалист.
— Хорошо. А каково, будучи мужчиной, находиться в подчинении у женщины? Ведь в школах, как правило, и директора, и завучи — дамы? А мужчины, пусть это тоже стереотип, должны быть главными везде и во всем.
— На мой взгляд, в ХХI веке, где царствует гендерное равенство, глупо испытывать комплексы по этому поводу. Ничего зазорного быть ниже рангом нет. Согласен, нечасто встретишь мужчину в директорах или завучах, но ведь есть примеры. Взять руководителя нашего департамента образования, который тоже из учителей-историков. Просто сейчас мне ближе не административная, а научная работа. К примеру, я увлекаюсь археографией, изучаю древние книжные памятники. А вдохновляют меня как раз мои ученики. Есть мысль получить еще одно образование и стать преподавателем литературы, так что каждому — свое. Кому пост, кому наука. Не исключаю, что когда-нибудь покину стены школы, но не сейчас. Точно.

— Конечно, ведь работать в той же школе легче, чем выполнять тяжелую, по-настоящему мужскую работу, так? Учить — не вагоны разгружать.
— Не скажите. Бытует мнение, что труд интеллектуальный подразумевает ничегонеделание, а ведь мы каждый день работаем с людьми. Ученики, коллектив, родители. Педагог должен не только школьную программу донести, но и найти общий язык с каждым. Не секрет, что многие педагоги после практики уходят из школы — не выдерживают нагрузки. А мужчина в школе действительно нужен. Наша функция не только образовательная, но и воспитательная. Но воспитать полноценную личность без мужского влияния трудно, так же, как и без женского участия. Я вообще за «золотую середину», это мой принцип. Все в этом мире должно быть сбалансированно и гармонично. На уроке я могу быть строгим, но одновременно добрым. Могу пошутить, но и о грустном поговорить.

— Кстати, мужчины ведь менее эмоциональны, чем женщины. Логично предположить, что и уроки «мужские» — скучные и незапоминающиеся.
— Ерунда. Всегда стараюсь преподносить материал максимально эмоционально, и не важно, какой это будет оттенок — положительный, отрицательный, главное, чтобы ребята заинтересовались, зафиксировали у себя то или иное событие, сформировали свое отношение к тому или иному деятелю. Ну как можно равнодушно рассказывать о героической победе русской армии в войне 1812 года? Или монотонно и скучно обсуждать персону Ивана Грозного? Не может быть нейтрального отношения к истории. Я не боюсь полярно относиться к тому или иному факту, не стесняюсь что-то высмеивать или осуждать. Но при этом часто говорю своим ученикам: вы мне сильно-то не верьте, я могу и обмануть. Так и критическое мышление у ребят развивается, и интерес к предмету. Значит, не скучно им. Или вот наш учитель по технологии, тоже мужчина. Думаете, он только и делает, что учит держать пацанов молоток? Это совсем не так. Его ребята принимают участие в самых разных научных и творческих конкурсах, всегда занимают призовые места. И с уроков учителя физической культуры, мастера спорта, дети уходить не хотят явно не от скуки. А посмотрите на олимпиадников, которых вырастил другой наш учитель истории. Поверьте, вряд ли бы они добились побед, не будь им интересен предмет, а значит, и педагог. Поверьте, за шесть лет работы лично убедился, что «мужской» подход дает результаты.

— Допустим. Ваш результат — это знания детей. А как же финансовый итог? Ведь мужчина должен быть успешным, а успешность в обществе все еще определяется количеством заработанных денег.
— Наверное, если бы я работал, скажем, в Нижегородской области, то не нашелся бы что ответить, потому что там существует проблема низкого заработка, в том числе и в образовании. Наш регион в этом смысле успешен. И педагоги, к счастью, у нас не обделены. Ни заработком, ни условиями труда. Общаюсь со старшеклассниками, и знаете, немало среди них желающих стать учителями. В том числе и потому, что здесь можно хорошо заработать. Ну и подработки никто не отменял — это может быть и репетиторство, и преподавание в вузе, например. Словом, на достойную жизнь вполне хватает, грех жаловаться.

— Все школьницы влюбляются в мужчин-учителей, особенно в таких молодых и привлекательных, как вы. Верно?
— Когда я пришел работать в школу, мне был 21 год. Помимо очень ценных советов, которые мне давали старшие коллеги, руководство школы, разговор был и об этом. Меня предупреждали, но со мной этого не случилось. Наверное, к счастью. Любви не случилось, а вот дружба — да. Во всяком случае, найти общий язык с ребятами я сумел. Преподаю у учеников пятых — девятых классов. Конечно, не делю их на мальчиков-девочек, все они для меня — мои дети. Да, я еще молод, своими не обзавелся пока, но стараюсь быть для ребят не просто учителем, но и товарищем. Учусь у них. Чему? Например, относиться к жизни проще, иногда, если хотите, даже слегка беззаботно. Это тоже порой необходимо. Приятно, что и ко мне ребята относятся дружески. Недавно был случай.

Ученик принес пакет с камушком. «Догадайтесь, откуда?» — спрашивает. Как выяснилось, парень был в Северной Африке и побывал в Карфагене — античном государстве, некогда одном из самых сильных и богатых. Об этом я ребятам как-то рассказывал на уроке. Так вот, камень он привез оттуда, причем не просто поднял его с земли, а отковырял со стены. Как историк даже не знал, как реагировать. То ли отругать — ведь это ценнейший исторический памятник, то ли спасибо сказать, потому что, находясь у стен Карфагена, он вспомнил мой урок. И меня. Подарок, я кстати, принял.

— К вопросу о подарках. Понятно, что женщинам-учителям дарят цветы — так принято. А вам, мужчинам, коньяк?
— Вы знаете, мне тоже дарят цветы. И я всегда с огромным удовольствием их принимаю, потому что их любит моя жена, ей и отношу. Вот и сейчас она уже подшучивает: мол, скорее бы праздник твой профессиональный — День учителя, давно цветов у нас дома не было…

Александра Сергеева. Фото Юлии Пановой.