Учение, конечно, свет, но электричество надо беречь.

8

Привычку экономить тепло, свет и воду следует воспитывать в детях с раннего возраста, считают эксперты.
И в Нижневартовске эта работа ведется. Если обратили внимание, то как школьники, так и студенты на всевозможных конкурсах предлагают различные проекты, в том числе и по энергосбережению.

Как сэкономить миллион?
Сегодня ни одно образовательное учреждение невозможно представить без компьютеров, интерактивных пособий и досок, которые потребляют электричество. Администрация учебных заведений в свою очередь вынуждена ликвидировать все источники ненужных потерь тепла, света и воды — меняет окна, начинает регулировать отопление в классах.
Но никакие технические меры не принесут эффекта, если ученики и педагоги не соблюдают элементарных правил экономии.
Учить детей энергобережливому поведению полезно во всех отношениях, считают специалисты. Школьники, которые привыкли выключать свет, выходя из помещения, и проверять, закрыты ли краны с водой, помогут не только школе, но и своей семье.
— Мне предложили написать проект «Как сберечь школе миллион?», — рассказывает пятиклассница школы №29 Евгения Полякова. – Надо посчитать, выгодно ли будет поменять старые лампочки на энергосберегающие. У нас дома, например на кухне, обычные лампочки, а в моей комнате энергосберегающие. Но я никогда не задумывалась о том, сколько мы платим и какой вообще срок службы энергоносителей. Учительница по математике Елена Халвина сказала, что поможет с расчетами.
Это как раз яркий пример того, как в школе на практике учат бережному отношению к энергии. Пока не посчитаешь, не поймешь.
Студенты НВГУ в рамках реализации окружной концепции «Бережливый регион» проходят обучение по нескольким направлениям. Во-первых, они осваивают бережливые технологии в рамках профессиональных дисциплин. Напомним, что в НВГУ принято решение ввести в образовательные программы специальные курсы, посвященные бережливым технологиям. Во-вторых, в рамках студенческих научных исследований разрабатываются темы, связанные с проблематикой бережливого производства. В частности, в тематику исследований студенческих конструкторских бюро на 2018 год уже внесены соответствующие изменения. В-третьих, многие выпускные квалификационные работы студентов ориентированы на решение задач внедрения бережливых технологий.

А что взрослые?
Напомним, что принятая в Югре концепция «Бережливый регион» ставит сегодня перед базовыми научно-образовательными центрами несколько задач.
Бережливости придется учиться не только преподавателям образовательных организаций и студентам, но и сотрудникам органов государственной и муниципальной власти, а также специалистам предприятий с государственным и муниципальным участием.
Нижневартовский государственный университет выбран в качестве образовательной площадки, на базе которой создан один из трех в регионе научно-образовательных центров. Другие два действуют в Югорском и Сургутском государственных университетах.
И уже есть результаты. Так, недавно наиболее успешные практики были озвучены во время заседания комиссии по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности Югры, которое прошло в режиме видеоконференцсвязи под председательством губернатора Натальи Комаровой.
В частности, в Нижневартовске разработан проект «Реализация энергосервисных контрактов, направленных на энергосбережение».
Сегодня он внедрен в шести образовательных организациях — четырех школах и двух детских садах.

Сами с усами
Например, в школе №11 установлен АИТП (автоматизированный индивидуальный тепловой пункт).
— Жить экономно сегодня становится нормой, — отмечает директор образовательного учреждения Инна Домбровская.
Как удалось выяснить «МВ», сейчас с шестью образовательными организациями заключены энергосервисные контракты.
— Энергосервисная компания устанавливает свое оборудование, которое позволяет автоматически регулировать температуру в помещениях, — пояснил директор департамента образования администрации города Эдмонд Игошин. — Следовательно поддерживается максимально комфортная температура для обучающихся и воспитанников детских садов. За счет образующейся экономии полученные средства выплачиваются на обеспечение контракта в соотношении: 80% от экономии выплачиваются энергосервисной компании, 20% — остается в школе в виде прибыли. Эти средства могут быть направлены на самые различные нужды учреждения.
Данные организации, по его словам, стали пилотными площадками. До конца года планируется заключить энергосервисные контракты еще с пятью образовательными учреждениями. Оценку эффективности проекта можно будет поставить после завершения полного цикла отопительного сезона.
— Для нас будет показательным первый год внедрения проекта. О точных средствах экономии можно судить не по трем-четырем месяцам, а за целый учебный год. Впереди зима. Сегодня мы видим, что это работает и позволяет экономить часть тепла и средств. По одной школе экономия за три месяца составила 27 тысяч — это те деньги, которые останутся в образовательной организации, — подчеркнул Эдмонд Игошин.

Расходы сократить
В Нижневартовске проект «Бережливый регион» набирает обороты.
Например, в окружной больнице №2 установлены энерго-сберегающие светильники нового поколения, срок эксплуатации которых более пяти лет. Напомним, что эти лампы потребляют значительно меньше электро-энергии. Кроме того, есть особенные модели, в которых имеются датчики движения. Лампы автоматически включаются, когда в подъезд кто-то входит, и выключаются, когда нет движения.
И подобных примеров можно привести немало.
Сегодня во многих образовательных организациях и учреждениях культуры проведена модернизация системы учета энергоресурсов, в нескольких полностью заменены теплообменники.
Как показывает практика, Югра сохраняет лидирующие позиции в части энергосбережения.

Мария Субботина.