Какое будущее ожидает главный нефтедобывающий регион страны?

4

Будут ли реализованы планы по диверсификации экономики, созданию наилучшего делового климата и насколько возрастет роль малого и среднего бизнеса?
Об этом рассказал директор департамента экономического развития — заместитель губернатора Югры Николай Милькис.
— Какие вызовы сегодня стоят перед экономикой округа и как мы на них отвечаем?
— Все эти цели указаны в наших документах стратегического планирования, которые, подчеркну, формируются с учетом мнения общественности. Приоритетная задача экономического блока — диверсификация экономики. Речь идет о развитии отраслей, не связанных с добычей углеводородов, привлечении инвестиций.
Фокус инвестиционной политики Югры направлен на развитие перерабатывающих отраслей. Самым капиталоемким и комплексным проектом, который объединяет преимущества ресурсного потенциала региона и возможности инновационного роста, выступает создание промышленного кластера. Он будет сконцентрирован в пределах особых экономических зон. Две из них планируется создать до 2024 года. К этому сроку в них уже будут резиденты.
Стоит задача создать в каждом муниципалитете технологические промышленные парки. Мы прогнозируем раскрытие потенциала Югры в создании товаров и услуг, ориентированных на рыночный сегмент.

Получат развитие не только уже имеющиеся отраслевые специализации: нефтесервис, деревообработка, но и новые: интеллектуальные услуги и товары, ориентированные на потребление в условиях Севера и Арктики (в расчете на расширение возможностей северного морского пути).

В результате ожидаем ежегодный прирост высокопроизводительных рабочих мест в размере свыше 4 тысяч.
— Какое место в планах занимает малое и среднее предпринимательство?
— Начнем с того, что в Югре обеспечена реализация целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса. Оптимизирован и сокращен срок их прохождения. Одна из наших главных задач- развитие конкуренции. В регионе уже есть рынки, где нет организаций с госучастием. Например, услуги такси, связи, торговли, страхования. Сегодня определены перспективные направления по развитию малого и среднего бизнеса. Например, создание единой информационно-сервисной инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Это могут быть «дома предпринимателя», где все услуги оказывают по принципу одного окна. Другое направление — развитие товаропроизводящей сети ремесленных товаров фирменных магазинов. В качестве успешного примера могу привести открывшийся недавно в Ханты-Мансийске «Агромаркет» — все товары, представленные в магазине, брендированы товарным знаком «Сделано в Югре».
Важнейшие задачи — формирование в молодежной среде культуры предпринимательства и лидерства, стимулирование развития социального бизнеса. В частности, необходимо сформировать карту сфер, где востребовано социальное предпринимательство. Также совместными усилиями власти, бизнеса и общества мы будем формировать карты бизнес-ниш. Это позволит определить в каждом муниципальном образовании точки роста. По сути, речь идет о кластерном подходе к созданию новых предприятий.
— Прогноз социально-экономического развития на ближайшие годы основан на консервативном подходе. Почему? Следует ли нам ожидать каких-либо потрясений? Хватит ли средств на выполнение всех обязательств, заложенных в бюджете?
— Лично я готовлюсь к худшему сценарию с точки зрения углеводородов, думаю, что сохранится имеющийся тренд на умеренное падение добычи. В Югре действуют меры, стимулирующие геологоразведку, развитие нефтегазопереработки, рациональное использование попутного нефтяного газа. Но мы должны иметь подушку безопасности. Мало того, как говорит губернатор, эту подушку нужно грамотно использовать.
Необходимость роста малого и среднего предпринимательства не мной придумана. Это, как подтверждает мировой опыт, — единственный путь построения эффективной экономики. Посмотрите, какая сейчас в Европе доля малого и среднего предпринимательства, какую они дают доходную часть бюджетов.
— А насколько это значимо для Югры? Все-таки у нас главенствует нефтедобыча.
— Мы в госпрограмму записали целевые показатели, взяли на себя обязательства согласно указу президента, какого числа малых и средних предпринимателей должны достичь. Это серьезная, амбициозная задача. Ее «по щелчку» не решить.
Нам сегодня, и все это видят, крайне не хватает «ндфльщиков» — людей, которые, находясь в перспективном возрасте, работают, что-то создают. Традиционное предпринимательство, социальное, торговля — у нас нет закрытых тем. Самозанятость — очень перспективное направление. В нашем регионе люди выходят на пенсию гораздо раньше, чем в России в целом. Не все же из них хотят дома сидеть. И мы должны создавать все условия, чтобы они могли работать на себя. А если точнее, такие условия уже созданы, нужно их наращивать. У человека должен быть выбор, а рынку нужна конкуренция.
— В Югре планируется создать достаточно много новых промышленных производств, однако все в конечном итоге упирается в наличие инвестора. Нет ли опасений, что эти проекты так и останутся планами? Что нужно сделать для привлечения инвестора в округ?
— Нужно продолжать работу — искать человека, структуру.
Следует готовить такой продукт, чтобы инвестор понимал, где он будет зарабатывать деньги. Сегодня среди субъектов жесточайшая конкуренция за инвесторов. Десять лет назад достаточно было построить в поле промышленную площадку, подвести туда коммуникации и ждать, когда придет капитал. Сейчас так уже не получится. Необходимо настолько упаковать проект, чтобы инвестор понимал свою выгоду.

В целом округ обладает всеми ресурсами, чтобы формировать высокотехнологичную экономику, создавать новые рабочие места, стать центром привлечения инвестиций и технологий. В регионе действуют механизмы господдержки инвестора: предоставление гарантий, специальных налоговых режимов. Неотъемлемая часть такой поддержки — институциональные преобразования, которые заложены в госпрограммах. Ежегодно предоставляются средства на возмещение части затрат на строительство инженерных сетей, объектов инфраструктуры, уплату процентов по привлекаемым заемным средствам.
— Получается, направление, в котором мы работаем, верное, но нужно прикладывать еще больше усилий?
— Другого выхода нет. Иначе нас конкуренты (подчеркиваю, именно конкуренты) опередят. Нужно создавать благоприятный инвестиционный климат. Другого никто еще не придумал.
Добавлю, что реализованные за последние годы структурные макроэкономические изменения позволяют нам прогнозировать сохранение доли инвестиций в ВРП на уровне свыше 25 процентов.
— А какова в таких условиях роль разнообразных рейтингов по оценке инвестиционного климата?
— Рейтинг нужен. Мы же не только сами себя оцениваем. Например, нам нужен живой рейтинг среди муниципалитетов. Но методология по его составлению должна быть немножко другая. Раньше софинансирование окружного бюджета муниципалитетам на ввод жилья в эксплуатацию (к примеру) было однообразным. Сегодня правительство округа пересмотрело свои подходы. Мы стремимся все привести к ситуации «подушевого» финансирования. Смотрите сами, агломерация «Сургут» сегодня насчитывает почти 400 тысяч человек. Там есть движение, жизнь. А Березовский район не имеет такого населения и бюджетной наполняемости. Соответственно правительство должно совершать некий маневр, чтобы развивалась вся территория. Причем не только в границах округа, нужна синергия с соседними регионами.
Справка «МВ»
Николай Милькис занимает пост директора департамента экономического развития — заместителя губернатора Югры около двух месяцев. Уроженец Москвы, он до этого был руководителем ОАО «Корпорация развития Калужской области», ОАО «Корпорация развития Московской области». Последнее место работы Николая Милькиса до назначения в Югре — Обнинский институт атомной энергетики НИЯУ МИФИ.

Алексей Нейман.