Бережливости придется учиться всем: школьникам, учителям, медикам.

5

Принятая в Югре концепция «Бережливый регион» ставит перед базовыми научно-образовательными центрами (НОЦ) несколько задач, связанных с обучением бережливым технологиям.
Бережливости придется учиться не только преподавателям образовательных организаций и студентам, но и сотрудникам органов государственной и муниципальной власти, а также специалистам предприятий с государственным и муниципальным участием.
Напомним, что Нижневартовский государственный университет выбран в качестве образовательной организации, на базе которой создан один из нескольких научно-образовательных центров.
О том, какая работа уже проделана Нижневартовским центром, нашей газете рассказал директор НОЦ Олег Шульгин.
— В начале года вы уже рассказывали о том, что приступили к изучению опыта предприятий, внедривших на практике элементы бережливого производства. Какие бы из них отметили?
— Прежде всего речь идет о предприятиях, не внедривших, а внедряющих технологии бережливого производства. Чтобы уверенно говорить о том, что где-то полностью внедрена система бережливого производства, должно пройти немало времени. Например, у компании «Тойота» на это ушел не один десяток лет. Среди предприятий нашего региона, активно осваивающих технологии бережливого производства, прежде всего следует отметить нефтедобывающие и нефтесервисные компании. Например, «Сибур», «Славнефть-Мегионнефтегаз», «Урай НПО-Сервис», «МегионНефтеРемСервис». Отмечается возрастающая заинтересованность в применении бережливых технологий и среди предприятий других отраслей. Из таких мне известны, например, «Югорский лесопромышленный холдинг», Сургутмебель, РАДОП (г. Радужный), Завод строительных материалов (г. Нижневартовск).
— Специалисты вашего центра не ограничиваются исследованием опыта предприятий нашего региона? Наверное, изучали опыт наших соседей?
— Из ближайших соседей интересен опыт таких предприятий Тюменской области, как «ГМС Нефтемаш», НПО «СибБурМаш», завод по производству металлопроката «Орион», которые, как и многие предприятия нашего региона, находятся еще на начальной стадии внедрения бережливых технологий. Большинство проблем, с которыми сталкиваются тюменские предприятия, созвучны нашим проблемам. Думаю, скоро можно будет выстраивать некоторую типологию проблем, для которых можно разрабатывать типичные методы их решения.
— На ваш взгляд, опыт крупных предприятий по внедрению бережливого производства применим, скажем, в муниципальных организациях? Или здесь требуется кардинально иной подход?
— Не скажу, что действительно требуется кардинально иной подход. Идея, лежащая в основе системы бережливого производства, общая как для коммерческих организаций, так и для некоммерческих. Это идея минимизации затрат, которые не связаны с полезной работой. Методы управления, называемые бережливым производством, принципиально не отличаются в организациях, к какой бы отрасли или форме собственности они ни относились, но имеется и своя специфика. В частных компаниях бережливые технологии внедрить относительно легче, чем, например, в бюджетных организациях. Дело в том, что большинство бюджетных организаций весьма ограничено в свободе принятия решений. Регламенты, инструкции, предписания, идущие от вышестоящих инстанций, к сожалению, не всегда соответствуют критериям бережливого производства. Нередки ситуации, когда «свыше» приходит указание, исполнение которого требует от организации перехода в авральный режим. В сторону отодвигается ранее запланированное мероприятие. Хорошо, если данное указание ведет к реально ощутимой пользе. Бывают же и такие, исполнение которых работниками организации рассматриваются как бесполезная трата времени и сил, но которые не исполнить нельзя. Понятно, что системно внедрять бережливые технологии в подобных условиях в бюджетной организации достаточно сложно. Приходится адаптироваться, внедрять элементы бережливого производства лишь в отдельных структурах.
— Вы уже говорили о том, что вашим специалистам предстоит не только разработать методы, но и обучить основам бережливости, например, педагогов города. Завершилась ли разработка учебных программ общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования – «Бережливая школа» и «Бережливый колледж»?
— Разработка программ завершена. Правда, ликвидация некоторых ведомств привела к ряду изменений существующей системы управления в сфере образования, пришлось вносить некоторые коррективы в дидактический материал. По этой причине мы не стали запускать соответствующие курсы в этом году, как планировали. Перенесли на следующий год.
— Что будет включено в программу курсов для педагогов?
— Программы состоят из двух подпрограмм: одна ориентирована на административно-управленческий персонал образовательной организации, другая – на педагогов. В процессе обучения первые познакомятся с концепцией бережливого производства, специфическими управленческими технологиями и инструментами их внедрения. Для педагогов предлагаются темы, связанные с методами обучения учащихся идеям бережливого производства.
— В медучреждениях Югры запущен проект «Бережливая поликлиника». Сделано в этом направлении немало. Обращались ли руководители медучреждений к вам за советом?
— Таких обращений не было. Замечу, что с внедрением бережливых технологий в учреждениях здравоохранения следует быть очень осторожным. Необходимо тщательно определять критерии эффективной работы, не замыкаясь только на затратах.
— Вас уже можно смело назвать практиками. Ранее упоминали, что в НВГУ разработан проект «Бережливый вуз», который является экспериментальным. Предварительно были определены «пилотные» факультеты, в рамках которых будет проводиться эксперимент. Что сделано в этом направлении?
— Первым из числа «пилотных» стал факультет дополнительного образования. Сегодня утверждена программа поэтапного внедрения бережливых технологий в структурных подразделениях факультета. В соответствии с ней организуется обучение основам бережливого производства руководящего состава, анализируются основные и вспомогательные процессы деятельности факультета. По результатам анализа будет разработан проект рационализации системы управления данными процессами в соответствии с принципами бережливого производства. Планируем, что к концу 2018/2019 учебного года будут получены первые промежуточные результаты внедрения бережливых технологий в основных подразделениях факультета, так что, как можете судить сами, работа продолжается.

Играем в классики
В Нижневартовске медицинские и образовательные учреждения учатся принципам бережливости. Например, горожане отметили, что изменился алгоритм общения «доктор-пациент». Примеров этому можно привести немало. Так, в Нижневартовской стоматологической поликлинике для удобства пациентов разработали мобильное приложение записи на прием. Как показали первые итоги, новинку по достоинству оценили многие пациенты. При этом важно, что у медиков есть обратная связь с пациентом. Соответственно, число пациентов, не пришедших на прием по той или иной причине, значительно сокращается.
Маленькие пациенты Нижневартовской городской детской поликлиники не могли не оценить новшеств. Стены и потолки раскрасили, а на полу начертили классики. Напомним, здесь идет внедрение проекта «Бережливая поликлиника». Помимо стен, в поликлинике раскрашены скамейки и потолки. А холл без сожаления отдали в распоряжение малышей. И дети не упускают возможности поиграть в классики, начерченные прямо на полу.
В этом году ремонтные работы в детских поликлиниках города проходят в рамках двух программ. В одних устанавливают автоматические подъемники и обустраивают санитарные зоны для маломобильных пациентов. В других – перекрашивают стены, реконструируют регистратуру и холлы.
— На сегодня остро встал вопрос по тем помещениям, которыми активно пользуются родители наших маленьких пациентов. Это холлы, кабинеты-приемные, зоны ожидания, регистратура. Мы их в этом году делаем в первую очередь, — рассказал Сергей Ковалев, заместитель главного врача по медицинской работе Нижневартовской городской детской поликлиники.
Врачи уверяют, что к концу года пациенты оценят удобство обновленных поликлиник.
Принципам бережливости учатся и школьники.
— Представители около тридцати учебных заведений города стали участниками игры «ЖЭКА». Эта обучающая игра помогает овладеть основами энергосбережения и юридической грамотности в сфере ЖКХ. Добавлю, что основы грамотного потребления ресурсов изучаются в рамках многих предметов, в том числе «Окружающего мира», «Общества» и других, — говорит Эдмонд Игошин, директор департамента образования Нижневартовска.

Полосу подготовила Мария Субботина. Фото Юлии Пановой.