50-летию школы №2 посвящается.

8-1

«Это же надо придумать — школу в тайге строить… Как же до нее дойти-то?» — так рассуждали многие жители поселка Нижневартовского. А строили ее действительно среди болот и сосен. Здание школы №2 было одним из первых кирпичных домов, и когда его построили, то почти весь поселок шел к школе по новенькому деревянному тротуару.
Прошло 50 лет. Наш Нижневартовск стал прекрасным городом, а наша старенькая, но по-домашнему уютная школа — для многих родным домом и началом добрых дел, кладовой знаний, мудрости и творчества.
В том далеком 1968 году первыми учителями нашей школы были Н.Ф. Замараева, Г.В. Жаркова. Н.Г. Литвинова, В.Н. Сазонова, Ф.Ф. Демидова, Л.П. Савина, В.И. Орехова, Т.С. Паромова, А.А. Руднева, М.Н.Шишинова,
Г.А. Борисов, Р.А. и Н.Н. Бударины, А.Д. и Т.И. Петровы и другие. Всех просто не перечислить! Как ответственно и дружно начали работать учителя — это достойно всяческого уважения.
Кем же стали стоявшие у истоков нашей школы? А.А. Руднева — кавалером ордена Трудового Красного Знамени; Н.Ф. Замараева, Н.М. Башкова, Т.С. Паромова, В.И. Орехова, Р.Я. Горовая, Е.А. Хохлова, А.П. Апанина — заслуженными учителями РФ, которые имеют в городе авторитет, уважение и признание; Т.А. Артамонова, М.Х. Пак, О.А. Волгина, Л.И. Миргалимова, Р.А. Бударина, В.Ф. Чернова Н.В. Кочергинская, Н.Г. Литвинова, Ф.А. Губина — отличниками народного просвещения, опытными профессионалами, мудрыми учителями и наставниками. Мы всегда гордимся ими и любим всех за доброту, чуткость и внимание к каждому ребенку, ответственность и профессионализм. Наши ветераны педагогического труда в самом начале заложили такой надежный и прочный фундамент значимости образования в жизни каждого человека, так высоко подняли авторитет учителя и в целом нашей школы №2, что мы долгие годы учились на их опыте и все время старались соответствовать этой высоте. Многие выпускники говорили о том, что они имели счастье учиться у таких учителей, как А.И. Феоктистова, Н.В. Кочергинская, Т.С. Паромова, В.И. Орехова, Т.А. Артамонова, Е.А. Хохлова, А.П. Апанина, Р.Я. Горовая, В. Ф. Чернова, Ю.Ф. Андрусов и других. Да, это действительно счастье учиться у таких учителей! Вся их жизнь была посвящена детям. Сколько души, человеческого тепла, творчества, сколько бессонных ночей, тревог, поиска… Все во имя ребенка, из которого они старательно «лепили» все эти годы Человека. Сколько позади уроков, рядовых и открытых, на внутришкольных, городских, окружных и областных семинарах. Сколько докладов, выступлений на педсоветах и учительских совещаниях, на родительских собраниях, сколько октябрятских и пионерских сборов, самодеятельных спектаклей, диспутов, литературных вечеров.
Отдельное слово хочется сказать о Л.А Золиной — директоре школы, которая работала до августа 1991 г. Лидия Алексеевна вместе со своими завучами Т.К. Патрикеевой и А.А. Рудневой смогла сплотить коллектив и увлечь его совершенствованием учебно-воспитательного процесса. Т.А. Артамонова вспоминает: «Однажды к нам в город приехал из Москвы С.Л. Соловейчик, писатель, публицист, драматург. Беседуя в Гороно с директорами школ, он спросил: «Если бы в компании коллег все стали хвастаться, чем бы похвастались вы?» Л.А.Золина, бывший директор нашей школы, сказала: «Я бы похвасталась нашими учителями». И вот он уже у нас на уроках. Сколько было волнений и переживаний и, конечно, приятных минут: мы ему понравились. Он был во многих школах, но в своей книге «Вечная радость» написал только о наших учителях, а значатся в ней фамилии Н.Ф. Замараевой, Н.Г. Литвиновой, Г.Х.Чеканниковой, Н.М. Башковой, М.М. Хорсун, Т.А. Артамоновой, М.Х. Пака и других. Он дал высокую оценку всему нашему коллективу. «Основное ядро, — пишет он, — учителя, работающие в школе с первого ее дня, они создали школу своими руками и держат ее в своих руках». Выпускники нашей школы М.В. Муратова, Т.В. Горчакова, Е.М. Клычева, Н.Ю. Кудрина, Т.Л. Киреева, Е.М. Кокшарова, И.И. Галайда, Е.Л.Орлова, Н.К. Майданова, избрали профессию учителя и, работая в школах города, продолжают дело своих учителей.
Дорогие мои коллеги, мне посчастливилось быть с вами 25 лет. Благодарю судьбу за счастье работать в нашей второй многопрофильной! Все эти годы я не переставала восхищаться, как это вы все умеете и везде успеваете: быть строгими и мудрыми, творческими учителями, чуткими и справедливыми классными руководителями, отзывчивыми друзьями, добрыми наставниками, еще и внимательными родителями. Работать с вами было интересно, потому что вас всех отличает высокий профессионализм, глубокое знание своего предмета, беспокойное сердце, творчество, святая любовь к детям и высочайшая ответственность за судьбу каждого ребенка. Низкий вам всем поклон за то, что вы так преданы учительской профессии и нашей школе, за то, что в каждом ребенке вы видите личность и находите то, что ему подарила природа, делаете все для того, чтобы развить его лучшие человеческие качества.
Самой главной ценностью школы всегда был ученик. Постоянное совершенствование образовательного процесса, стремление к успеху каждого учителя и ученика, создание условий для развития и самореализации — все было направлено на самоопределение выпускников в обществе в соответствии с их интересами, склонностями и возможностями.
В те сложные 90-е годы школа входила во всероссийский эксперимент по внедрению личностно ориентированного обучения, в эксперимент по организации профильного обучения. Для педколлектива это была дополнительная работа, но она была направлена на успехи наших детей. Для нас это было важнее всего. Как же я благодарна своим заместителям А.П. Апаниной, Г.С. Гырла, Н.В. Кочергинской, А.И. Феоктистовой, Т.П. Рогожиной, Е.Г. Максимовой, В.А. Шаклеиной, Л.С. Федоровой, Т.Л. Киреевой, А.Х. Хайруллиной, Т.Н. Тамплон за то, что они в течение многих лет так кропотливо и так творчески работали с каждым учителем по совершенствованию его величества урока. Низкий поклон тем учителям, которые со всей ответственностью работали в профильных классах, вникая и внедряя более сложные программы, личностно ориентированные технологии, новые разноуровневые учебники, проводили профориентационную работу по предмету и добивались высоких результатов своих выпускников!
Благодарю судьбу, что в нашей школе работали и работают такие талантливые математики, как Ю.Ф. Андрусов, Н.В. Кочергинская, Н.Г. Филатова, З.Х. Идрисова, Л.В. Манакова, Е.А. Андреева. Помню, как иногда некоторые дети считали их слишком требовательными и принципиальными, но после ЕГЭ именно за эти качества они им были благодарны. Честно горжусь их трудолюбием и тем, что в иные годы все ученики физматклассов сдавали ЕГЭ только на 4 и 5.
Вспоминаю, какими восхищенными глазами мы смотрели на нашего первого учителя информатики З.Н. Соверткову. Нам вначале казалось, что это невозможно постичь, а потом весь педколлектив превратился в учеников по внедрению компьютерных технологий. Каждый день мы подходили к Е.В. Лавриковой, которая обучала нас, и задавали ей все больше и больше вопросов. А потом Х.Р. Ащепкова первая, а за ней В.С. Ионов, М.Н. Жорина, И.В. Никулица начали учить физику по компьютерной программе Московского инженерно-физического института, с которым сотрудничала школа.
На протяжении многих лет школа сотрудничала и с Новосибирским госуниверситетом. Учителя Г.Х. Абдулова, Р.А. Васенгина, О.В. Суспицина, Г.С. Гырла, Л.С. Фе-дорова, Т.И. Воскобойникова и Н.К. Мартина на практике отрабатывали новые разноуровневые учебники по химии и биологии. Это была трудная и потрясающе интересная работа. Это были очень умные учебники, учебники принципиально нового уровня, а ребята профильных классов от этого только выигрывали.
Наши выпускники искренне благодарны Л.Г. Багировой, Н.М. Кубаревой, Н.А. Солдаткиной, С.А. Назинкиной, Т.В. Хоменко, работающим в гуманитарных классах то с театральным уклоном, то с юридическим, то с журналистским, то с художественно-графическим, за то, что они не только формировали завидную грамотность, начитанность, эрудицию, самое главное — они прививали любовь к этим предметам, понимание и интерес к классике, к чтению, к русской культуре и искусству. Ну а к мировой культуре приобщали учителя английского языка Л.И. Миргалимова, Е.А. Хохлова, Г.Н. Шерстобитова, А.Ю. Купцов, Т.А. Князева, которые работали очень творчески и интересно, постоянно призывая детей к самосовершенствованию, настойчиво убеждая их, что в современном мире владение английским просто необходимо.
Сейчас, когда наши выпускники повзрослели, они особенно ценят то, что историю и обществознание у них преподавали Е.А. Неверова, А.П. Апанина, Л.А. Шишук, И.И. Конышева, Г.Ю. Зверева, а географию — Н.Х. Валеева и Н.В. Алимбекова. Это они научили их понимать политические и экономические процессы, так старательно формировали широкий кругозор, активную жизненную позицию и умение аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Особое слово хочется сказать о психологической службе, в которой в разное время работали И.А. Кискаев, Е.В. Беспалова, Н.В. Журавлева, А.А. Канке и Н.А. Кожевникова. Именно с ними мы так много нового ввели в практику работы нашей школы: лонгитюдный мониторинг развития детей, личностно ориентированные учебные планы, преподавание по психолого-педагогическим комплексам, алгоритм работы учителя с учетом доминанты типа интеллекта и т.д. Все это было так важно при реализации личностно ориентированного обучения и организации профильного обучения.
(Продолжение следует).

Воспоминания Н.К. Мартиной,проработавшей директором школы с 1991 по 2016 г.