Про жизнь «в темноте», ментальные барьеры и язык жестов.

7

Эти темы обсуждали на окружном форуме инклюзивного добровольчества в Нижневартовском госуниверситете. Подобная площадка организована в регионе впервые и собрала около 140 участников.

— Форум призван привлечь людей в инклюзивное добровольчество, которое подразу-мевает как взаимодействие добровольцев и граждан с ограниченными возможностями здоровья, так и расширение участия самих людей с инвалидностью в различных спортивных и творческих мероприятиях, — поясняет руководитель форума, доцент кафедры социально-гуманитарных наук и туризма НВГУ Зухра Целищева.
По словам специалиста, у Нижневартовска хороший потенциал в этой сфере, однако вся нынешняя деятельность проявляется лишь событийно. А одна из задач форума — придать инклюзивному добровольчеству системный подход. Для этого на протяжении двух дней эксперты из Излучинска, Нижневартовска, Ханты-Мансийска и Тюмени проводили мастер-классы и тренинги.

Ничего не вижу

В одной из аудиторий собрались участники форума. Они сидят за партами с завязанными глазами и играют в крестики-нолики. В конце тренер предлагает рассказать свои ощущения.
— Когда не видишь, все чувства обостряются. При этом становится страшно, но вместе с тем просыпается еще и какая-то внутренняя уверенность. Изучая мир кончиками пальцев, начинаешь совсем иначе смотреть на привычные вещи, — делится студентка Ксения Волкова.
Так выглядело интерактивное занятие от специалиста и координатора движения «Белая трость» Тюменского государственного университета Степана Панова.
— С помощью таких упражнений ребята преодолевают визуальные ограничения и раскрывают свои способности, которые называются «экстрабилити». Они есть в каждом из нас, но в большинстве развиты у людей с инвалидностью и помогают адаптироваться к жизни. Тренируя эти силы, человек лучше ориентируется в пространстве, развивает образное мышление, причем может держать в голове готовые 3D-модели чего угодно, — поясняет Степан Михайлович.
Тренер уверен, что такие занятия позволяют прикоснуться к собственным скрытым ресурсам и понять, на что способны люди с ограниченными возможностями здоровья.
На другой площадке форумчане занимались пластилинографией. Команды делали из пластилина плоскостную картину, изображая инклюзивного добровольца будущего. Участники договаривались, как будет выглядеть картинка, потом лепили свою часть и в конце соединяли. И все это на ощупь.
— Немаловажно, что так люди преодолевают между собой барьеры. Глазами мы анализируем людей автоматически, а когда выключаем это чувство, человек воспринимает другого через внутренние переживания, — рассказывает Панов.
Ничего не пойму
Дело в том, что последнее — довольно актуальная тема, именно психологическим барьерам между людьми на форуме и посвятили отдельный мастер-класс.
— Бывает, встречая людей с особенностями здоровья, мы испытываем психологический дискомфорт. Все это несет за собой барьеры, которые не дают нормально общаться, — рассказывает тренер, руководитель психологической службы НВГУ Анна Протопопова. — Зачастую это происходит из-за отсутствия культуры общения с такими людьми, нехватки сопереживания и понимания того, что сейчас испытывает человек с особенностями.
Основная задача любого инклюзивного тренинга — это воспитание отношения к людям с инвалидностью на равных. При этом важно не путать толерантность с чувством жалости и снисходительности.
— Видеть, где я должна помочь человеку, — это тонкая грань, — считает региональный координатор добровольческого движения в сфере адаптивного спорта Людмила Косполова.
Специалист рассказала на своем мастер-классе о правах и возможностях людей с ОВЗ.
— Граждане с инвалидностью имеют такие же права, как и все люди. Они хотят заниматься образованием, спортом или творчеством — отмечает спикер.
Ничего не слышу
Разумеется, охватить всю информацию, которой владеют эксперты, невозможно. Тем не менее форум — это хорошая площадка, где можно почерпнуть азы полезной деятельности и, заинтересовавшись темой, развиваться дальше. По такому принципу прошел и мастер-класс по русскому жестовому языку.
— Люди учат язык жестов годами, и в основном профессиональными сурдопереводчиками становятся те, чья жизнь напрямую связана с неслышащими. К примеру, это дети глухих родителей, которые с рождения познали язык жестов. Поэтому в первую очередь мы знакомили участников форума с элементарными способами общения, — говорит сурдопереводчик, учитель Излучинской школы-интерната Нона Лаптева.
По словам специалиста, как правило, встреча с глухим человеком приводит слышащих людей в замешательство. Они не знают, как себя вести, стараются громко говорить и даже кричать на ухо.
— Бесполезно — глухой не услышит. Однако помните, что собеседник «слышит глазами»: глухие, кто лучше, кто хуже, умеют читать по губам. Правда, артикуляция, словно почерк, бывает как четкой, так и неразборчивой, так что всегда можно написать или объясниться пантомимой. Или же есть специальная тактильная азбука, которая также будет полезна волонтерам, — поясняет Лаптева.
Лиц с нарушением слуха довольно много среди нас, и часто они испытывают большие трудности в процессе коммуникации. Есть даже такое выражение: проблема глухих не в том, что они не слышат, а в том, что общество не слышит их.

Слава Болконский.Фото Юлии Пановой.