Все запчасти в машинах оригинальные, кроме аккумуляторов.

16-2

В прошлом году мы рассказывали о том, как из Нижневартовска стартовала медиа-экспедиция «Победа — одна на всех» на раритетных автомобилях ГАЗ М-20 «Победа».
Старт пробегу дала губернатор Югры Наталья Комарова.
— На фронт из нашего региона отправилось свыше 17 тысяч человек. Воины-северяне проявили большую отвагу и мужество, защищая Родину, — отметила Наталья Владимировна.
За 23 дня участникам автопробега «Победа — одна на всех» предстояло преодолеть 40 городов и 8 тысяч километров.
Почему сегодня вернулись к этой теме? Ответ прост: история этого проекта продолжается. Напомним, что впервые раритетные «Победы» отправились в путь в 2012 году от Нижневартовска до Екатеринбурга. В 2013-м автопробег прошел по городам-героям и стал международным. В 2014 году состоялась патриотическая медиа-экспедиция «Победы» в Крыму. Весной 2015 года была реализована масштабная экспедиция «Победа — одна на всех» по городам России и Европы. В дороге участники провели больше месяца, пройдя путь советского солдата-освободителя от города-героя Сталинграда до Берлина и обратно до Москвы. В том же 2015 году состоялся автопробег по городам Югры. В мае 2017 года по городам нашего региона прошел автопробег, приуроченный к празднованию 72-й годовщины со Дня Победы. Главная цель проекта — собрать со всей Югры послания от ветеранов и молодежи будущим поколениям, которые в итоге были сшиты в единый флаг под названием «Послание Победителей!».
Организаторы проекта «Победа — одна на всех» — Молодежный парламент Югры. И сегодня участники экспедиций рассказывают школьникам региона о том, какие машины участвовали в экспедициях, какие истории удалось собрать.
Сейчас около четырехсот школьников округа стали участниками встреч. Многих интересует вопрос: правда ли, что машины, участвовавшие в пробеге, настоящие и в них до сих пор оригинальные детали. Мы связались с участниками различных экспедиций и вот, что выяснили.
— Многие говорили, что мы сумасшедшие — ехать на «Победах» в такую даль, ведь машины не новые. Другая часть думала, что у нас стоят двигатели от BMW, а сами автомобили везут на эвакуаторах, как только выезжаем из города. Все запчасти в «Победах» — оригинальные, кроме аккумуляторов. Мелкие поломки были, но их устраняли, — вспоминает организатор проекта Николай Заболотнев.
Внутри машин — вместо сидений — диваны. Один нюанс: нет ни печки, ни кондиционера. Температура за «бортом» совпадала с температурой в машине.
Кстати, одна из машин в свое время добралась до Берлина.
— Она прошла весь путь советского воина-освободителя, — говорит представитель автономного некоммерческого объединения «Победа — одна на всех» из Нягани Игорь Илых. — Максимально развивает скорость 85 км в час.
В том, что многие машины медиаэкспедиций до сих пор на ходу, заслуга одного неравнодушного человека. С сентября 2017 года при школе №2 п. Федоровский Сургутского района начал работу необычный социальный проект «Мастерская Победы».
Его автором и руководителем является учитель основ безопасности жизнедеятельности и физкультуры Вадим Казиев. Молодой педагог разрабатывал идею реализации необычной мастерской несколько лет. В декабре 2016 года он исполнил свою мечту, купил автомобиль ГАЗ М-20 1961 года выпуска, именуемый в народе «Победа».
— Нашел нужную машину у жителя Нижневартовска. Он в свое время покупал ее для того, чтобы восстановить, но, едва взявшись за дело, все бросил. Это только легко сказать — восстановить. Любая оригинальная запчасть стоит немалых денег, а некоторые и при желании найти невозможно, они изготавливаются на заказ. Одна лишь восстановленная решетка радиатора потянет на сто тысяч.
Плюс нужно заново хромировать отдельные детали — ручки, бамперы, значки, подфарники, адаптировать двигатель к современному топливу АИ-92. Мотор «Победы» рассчитан на бензин марки АИ-66, и если двигатель не адаптировать, то за счет высокого октанового числа современного топлива сгорят прокладки или клапана. Проще, конечно, поставить на «Победу» современный мотор, но тогда теряется сам смысл восстановления старого автомобиля.
И сегодня мастерская «Победы» не пустует. На ремонте здесь находится легендарный автомобиль Газ М20. История жива. И пишется она и сегодня.

Мария Субботина.