Для творчества не существует преград.

7

Рецепт успеха: желание ребенка заниматься, настрой родителей, талант педагога и немного магии музыки.
Все эти компоненты объединились в фольклорном ансамбле «Лада». Под крылом руководителя Елены Финк учатся пению 48 воспитанников, приходят дети без вокальных данных и дети, на пути которых стоят серьезные диагнозы. Однако упорные репетиции и терпеливый и чуткий педагог приводят к победам в конкурсах.
— Мы ходим на занятия в Центр детского творчества, чтобы жить обычной жизнью, не прятаться дома. Дочка пришла в ансамбль в позапрошлом году, тогда стоял вопрос, понимает ли ребенок обращенную к ней речь. Проблемы были, и мы благодарны Елене Анатольевне, что она научила нас не просто петь, а чувствовать песню, — вспоминает Татьяна, мама Жени Минаевой.
У Жени инсулинозависимый сахарный диабет 1 типа, нарушение зрения и слуха, порок сердца, отставание в развитии. Первой разученной песней была колыбельная, которую каждый ребенок слышит в начале своей жизни. Педагог объясняла воспитаннице значение каждого слова, делала куклу и напомнила девочке время, когда ее младший брат был маленьким. Они собирали песню из слов и жестов.
Трудолюбие и настрой на работу передаются детям от родителей. Диана Шубина занимается народным пением четвертый год, упорство и стремление безукоризненно выполнять задания сочетаются в ней с нежностью и лиричностью. Для нее в жизни каждый шаг, как преодоление, девочка — инвалид детства и передвигается с помощью стальных конструкций. Даже на занятия в ансамбле ей приходится подниматься на третий этаж по лестнице, в Центре детского творчества нет ни лифта, ни специального подъемника для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В ансамбле проблем с общением между учениками не возникает, воспитанные на старинных русских песнях, дети перенимают оттуда чуткость, уважение к старшим. Песня воспитывает их. Мамы видят, что в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья уходят стеснение и зажатость. Женя ходит на рисование и ковроткачество, а Диана занимается плаванием и игрой в шары Бочче. Ища подход к ребенку, педагог учитывает их особенности, но не захваливает детей, настраивая работать на репетиции, как на концерте. Для учеников Елена Финк кропотливо подбирает репертуар, учитывая характер, например, у Дианы одна из любимых песен «Земляниченька», лиричная, как и сама девочка.
— Мне нравится учить народные песни, в них история людей, традиции, их сейчас редко где можно услышать, в основном играет популярная музыка. Я и плаванием занимаюсь, чтобы развивать легкие и брать более высокие тона, — удивила педагога серьезно настроенная Диана Шубина.
— Народное творчество сделано не под копирку, песни рождались в душе и записаны народом. Если есть душа, значит, ты умеешь любить, понимать других и сочувствовать, — добавляет Татьяна Минаева.
Своим опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья преподаватель Елена Финк стремится поделиться, ведет блог в интернете, сама же редко может посоветоваться с коллегами, потому что детей с ОВЗ не все берут заниматься, приходится зачастую действовать интуитивно.
— Десять лет назад к нам в ансамбль пришла Валерия Фролова. Из-за того, что она была слабовидящей, ее не брали заниматься, несмотря на хорошие вокальные данные. С ней мы пробовали принять участие в конкурсах, но нам сказали, что для детей с ограничениями по здоровью есть свои конкурсы. Хотя чем они отличаются? Меня ситуация тронула, я увидела черствость людей и считаю, что дети с ОВЗ могут выступать наравне с другими детьми. Если они появились в нашей жизни, значит они здесь нужны, и я должна помочь, как если бы они были моими детьми, — рассказывает педагог.
Теперь ее воспитанница Валерия Фролова учится в Центре одаренных детей Севера, и Елена Анатольевна призывает коллег не бояться работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для Жени Минаевой руководитель ансамбля тоже использует индивидуальный подход к исполнению. Когда девочка поет в микрофон, она мимически повторяет текст, иногда помогает вокально в звуках, которые не по силам повторить ребенку. И это приносит свои плоды, девочка преодолевает свой недуг.
В ансамбле нет отбора, к Елене Анатольевне приходят дети, у которых есть желание петь. Они не умеют, но хотят научиться, к каждому педагог находит свой подход, и детские голоса становятся увереннее.

Дарья Прокопьева.Фото Юлии Пановой.