28 июля этого года Россия праздновала День Крещения Руси и 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира. Это великое духовное, государственное и культурное событие отмечали в разных городах нашей родины, в том числе и в Нижневартовске.
Деятельность князя Владимира дала мощный творческий импульс развитию государственности, культуры, народного просвещения на Руси. Его роль в объединении славянских племен, создании условий для духовного и политического единства, распространении христианства на необъятных просторах нашей родины трудно переоценить. Также трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося в русском народе, во всей его жизни, во всем мировоззрении, когда следуя примеру своего князя, народ принял крещение. «Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря Православия явилась, и солнце евангельское землю нашу осияло», — записывает летописец.
Но в то же время история Руси этого периода полна вопросов, которые еще ждут своего разрешения. Например, сколько было крещений русов в IX столетии и в какие годы они имели место? Вот как крещение Руси описано в канонических церковных книгах первой половины XVII века. Возьмем «Большой катехизис», напечатанный в Москве в 1627 году. В разделе «О крещении русского народа» утверждается, что было четыре крещения Руси: от апостола Андрея, от патриарха цареградского Фотия, крещение при княгине Ольге и, наконец, четвертое крещение — при князе Владимире.
Сколько было христиан среди русских и каково было их положение и влияние в обществе во времена апостола Андрея или княгини Ольги? На каком языке шло богослужение в начальный период церковной истории Руси, на славянском или греческом? Один из ключевых вопросов — о месте крещения князя Владимира. Согласно Корсунской легенде из Повести временных лет Владимир принял крещение в Крыму, в греческом городе Херсонесе (по-древнерусски – Корсунь). Но в той же летописи приводятся и другие мнения, например, о крещении в Киеве.
О крещении Руси написаны сотни книг, тысячи статей. Помимо научных изданий и публицистические измышления на тему Крещения. Именно таким образом создается и развивается множество мифов. Вот самые распространенные из них: «Русь крестили насильственным образом, «огнем и мечом», «при Крещении Руси погибла высокая языческая культура, исчезла дохристианская письменность», «Крещение Руси навсегда поссорило князя Владимира с кочевыми народами».
Все эти мифы легко можно опровергнуть, если обратиться к научной исторической литературе. Много полезных изданий хранится и в фонде нижневартовской центральной городской библиотеки. Например, опираясь на первоисточники и фундаментальные научные труды отечественных и зарубежных историков, об этом событии рассказывает в своей книге «Крещение Руси» протоиерей Лев Лебедев. Исчерпывающую информацию о состоянии христианства на Руси до Крещения можно найти в одном из томов 9-томного издания «История Русской церкви» митрополита Макария. Книга Алексея Карпова «Владимир Святой» расскажет биографию князя, основанную на скрупулезном изучении дошедших до нашего времени документальных источников. Эти и другие издания любители ранней истории русского государства смогут найти в отделе православной литературы центральной городской библиотеки.
Несмотря на то, что в истории Крещения Руси есть еще нераскрытые тайны и вокруг этого события витает множество мифов, духовное и культурное значение принятия христианства огромно. Непосредственным следствием его стал расцвет изобразительного искусства, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, сформировалась система образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.
Виталий Милюков, библиотекарь отдела православной литературы ЦГБ им. М.К. Анисимковой.
№ от 26.09.15