Я инвалид II группы, мне 80 лет, ходить фактически не могу. Понадобилось мне взять распечатку в Ханты-Мансийском банке. Однако социальному работнику в ее выдаче там отказали. Хотела воспользоваться социальным такси, но оказалось, что до банков оно не возит. Пришлось социальному работнику со мной ехать туда и обратно на обычном такси, а это стоило мне 200 рублей. В апреле мне требовалось прийти на прием к окулисту в одну из клиник. Выяснилось, что и туда социальное такси не положено, так как поликлиника частная. Однако с глаукомой я именно там нахожусь на лечении. Теперь опять новость — цена на социальное такси повысилась с 32 рублей до 244,65 рубля. Подорожали и цены на надомные социальные услуги. Повысились так, что многим теперь просто не по карману стало ими пользоваться. Опять немощные пенсионеры оказались крайними…
Такое письмо прислала к нам в редакцию жительница Нижневартовска Валентина Миндюк. Немало от горожан и телефонных звонков, которые касаются повышения стоимости проезда на социальном такси, а также на различные социальные услуги, которые предоставляются нуждающимся людям. Разъяснить ситуацию помогла директор БУ ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Диалог» Ирина КУЗЬМЕНКО:
— Прежде всего хотелось бы напомнить, что еще с 1 января 2015 года вступил в силу новый федеральный закон о социальном обслуживании населения. Сегодня мы работаем по новым стандартам социального обслуживания. В связи с этим пересмотрены многие подходы и нормативно-правовые акты. Происходят различные изменения в социальной сфере. Одно из них – это изменение тарифов на социальные услуги, они стали рассчитываться по-иному. Стоит отметить, что в последний раз тарифы менялись только в 2010 году. С 11 сентября этого года вступил в силу приказ Региональной службы по тарифам от 14.08.2015 №94-нп «Об установлении тарифов на социальные услуги, предоставляемые организациями социального обслуживания ХМАО-Югры», согласно которому установлены новые тарифы на социальные услуги.
— Ирина Николаевна, поясните, стоимость каких социальных услуг изменилась?
— Здесь речь идет уже об изменении подхода — поменялся сам перечень социальных услуг, который утвержден окружным законодательством. Скажем, раньше одна услуга — покупка и доставка продуктов питания на дом — стоила около 64 рублей. Покупка и доставка промтоваров уже расценивалась как другая услуга, и она оплачивалась отдельно. Или еще одна услуга – содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами, она также шла отдельной строкой. Сегодня эти услуги объединили в единый комплекс. К примеру, сейчас в одну услугу входят покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет и журналов и т.п. Теперь стоимость такой комплексной услуги составляет 238,2 рубля и включает 16 видов покупки и доставки. Или другая услуга, касающаяся уборки жилья. Раньше она делилась на виды работ, стоимость которых рассчитывалась отдельно для каждого вида. К примеру, в жилом помещении до 36 кв. м уборка от пыли полов, стен, ковров стоила 73,16 рублей, влажная уборка жилого помещения до 36 кв. м обходилась в 91,46 рубля, мытье предметов обихода стоило от 9,15 до 27,44 рубля за единицу. Сейчас комплексная услуга по уборке жилых помещений включает в себя девять разных видов уборок, осуществляемых социальным работником, и стоит она 301,56 рубля.
Вся суть изменений в том, что увеличился объем предоставляемой услуги, а значит, увеличился и тариф для этой услуги. Сейчас сотрудниками «Диалога» проводится большая разъяснительная работа с каждым получателем социальных услуг. К слову, мы изучали опыт работы других городов – Самары, Рязани, Иваново, где зарплаты и пенсии значительно ниже наших. В этих городах установлены практически такие же тарифы на социальные услуги.
— Социальные услуги могут предоставляться бесплатно или на платной основе. От чего это зависит?
— Прежде всего, это зависит от того, относится ли человек к льготной категории. Среди тех, кто может рассчитывать на бесплатные социальные услуги — инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий, участники Великой Отечественной войны и т.д. Также на бесплатные социальные услуги могут рассчитывать граждане, имеющие среднедушевой доход, который не превышает предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно. Эта предельная величина равна полуторному размеру прожиточного минимума, установленного в Югре по основным социально-демографическим группам населения. Сегодня эта предельная величина составляет 17638 руб-
лей. Надо отметить, что согласно постановлению окружного правительства размер ежемесячной оплаты не может превышать 50 процентов от разницы между величиной среднедушевого дохода гражданина и предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления услуг бесплатно в Югре. Например, если у гражданина доход составляет 21 тысячу рублей, то можно посчитать, сколько он может платить за социальные услуги. От 21000 (среднедушевой доход гражданина) отнимаем 17638 (предельная величина среднедушевого дохода для предоставления услуг бесплатно), получаем разницу в 3362 рубля. И только половину от этой разницы гражданин может платить за социальные услуги, а это 1681 рубль. Остальные социальные услуги, в которых он нуждается, он получит бесплатно. Поэтому в любом случае для каждого потребителя социальных услуг действует индивидуальный подход.
— Ирина Николаевна, можно ли говорить, что определенные социальные услуги наиболее востребованы среди населения?
— Да, конечно. Среди них можно назвать уборку жилых помещений, доставку на дом продуктов питания, промышленных товаров, уход за тяжелобольными людьми.
Сегодня на надомном обслуживании в центре «Диалог» состоят граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет) и инвалиды старше 18 лет, частично сохранившие способность к самообслуживанию. Это те люди, кто признан нуждающимися в социальных услугах. Они изначально обращаются с заявлением в управление социальной защиты населения, где имеется специальная комиссия по признанию граждан нуждающимся. На таких людей готовится индивидуальная программа, в соответствии с ней им рекомендуются какие-либо виды услуг и формы облуживания, дается направление к поставщику социальных услуг. Поставщиком социальных услуг сегодня являются как государственные учреждения, так и негосударственные учреждения, а также общественные организации. Существует реестр таких поставщиков, который формируется департаментом соцразвития Югры. Можно предполагать, что со следующего года на рынок социальных услуг выйдут альтернативные нам поставщики.
— Много вопросов горожан связано с такой услугой, как социальное такси. Одни обращения связаны с повышением стоимости этой услуги, другие касаются маршрутов, по которому может ездить такое такси.
— Начнем с того, что раньше услуга социального такси предоставлялась фактически на поездку только к одному социально значимому объекту и обратно, стоила она 32 рубля. Сейчас же она предусматривает двухчасовую услугу, в которую входит возможность нескольких доставок к социально значимым объектам. То есть человек может спланировать несколько поездок, скажем, в поликлинику, в Пенсионный фонд или в управление соцзащиты, главное условие, чтобы он уложился в отведенные два часа с учетом простоя. И теперь стоимость такой услуги составляет 244 рубля 65 копеек.
Еще одно изменение: если раньше социальное такси могло возить людей только в пределах города, то теперь речь идет о пределах городского округа. К примеру, до недавнего времени социальное такси не могло свозить человека, скажем, на кладбище, потому что этот объект находится за пределами города, теперь мы можем это делать. Раньше мы не могли обслуживать людей, которые проживают на дачных участках, теперь мы можем и это делать. Что касается тех мест, куда может доставлять граждан социальное такси. Окружной закон предельно четко формулирует этот момент. Это должны быть социально значимые объекты, перечень которых определен постановлением правительства Югры. А адресный перечень социально значимых объектов, расположенных в нашем городе, определен управлением социальной защиты населения по г. Нижневартовску и Нижневартовскому району. Среди них имеются и поликлиники, и ЖЭУ, и аптеки, и прочие социально значимые объекты. Кредитные учреждения в этом перечне, к сожалению, не значатся.
— Уменьшилось ли сегодня количество людей, которые пользовались социальным такси на платной основе?
— Сейчас пока сложно судить, так как идет переходный период, во время которого мы и ведем разъяснительную работу с населением. В любом случае прежним остается число тех людей, кто пользовался социальным такси бесплатно. Они, к слову, могут рассчитывать на 20 поездок в месяц. Всего же за 2015 год услугами службы социального такси воспользовались 216 человек, из них на платной основе 105 — человек. Сегодня у нас имеется две машины, которые предоставляют услуги социального такси, и таким объемом мы покрываем потребность социально нуждающихся в такого рода транспорте.
— Ирина Николаевна, и тем не менее недовольные из-за изменившихся тарифов на социальные услуги все равно будут…
— Сегодня на надомном обслуживании в центре «Диалог» находятся 432 человека. Из них только 36 процентов получают социальные услуги бесплатно. Остальным приходится оплачивать эти услуги, но напомню, что к каждому потребителю социальных услуг у нас действует индивидуальный подход в зависимости от его среднедушевого дохода. Хотелось бы отметить, что среди тех граждан, кто получает различные надомные услуги, действительно одиноких очень мало. Как правило, у многих есть близкие, которые по каким-то причинам избегают оказывать помощь нуждающимся родственникам. Здесь уже включается и моральный аспект вопроса. Понятное дело, если пожилому человеку всячески помогают его дети, внуки или другие родственники, то ему нет нужды обращаться в социальные службы. К сожалению, зачастую оказывается иначе.
Наталия Евсина.
№ от 29.09.15