Нынешний век высоких технологий, коммуникаций и инноваций не обошел стороной и классическую систему школьного образования. Как мы знаем, электронные ресурсы приходят в школу, но до сих пор остается двойной документооборот. Эта проблема актуальна и находится в центре внимания губернатора округа Натальи Комаровой.

На следующей неделе должно состояться совещание по поводу реализации Стратегии 2030. Там будет поднят вопрос по переводу школ на электронный документооборот. «МВ» обратило внимание на ситуацию перехода школ Нижневартовска от одной системы электронных дневников на другую.
Родители нижневартовских школьников в течение нескольких лет весьма продуктивно работали с таким ресурсом, как «Дневник.ру». Но начиная с нынешнего года все общеобразовательные организации Югры перешли на другой программный продукт, призванный обеспечить доступ родителей к информации об успеваемости их детей — ООО ЦИТ «Аверс». Как мы поняли из многочисленных обращений к нам наших читателей, отношения у родителей учеников с этим ресурсом складываются непросто.

На форуме портала системы образования города Нижневартовска идет горячее обсуждение родителями нового электронного журнала. Среди сотен мнений мы не нашли ни одного положительного отзыва. Чем же недовольны родители? Наш сегодняшний эксперт — папа ученика одной из школ Александр Тоневицкий — сделал сравнительный анализ двух ресурсов: «Дневник.ру» и «Аверс» — и разложил все по полочкам.

«Дневник.ру» — наглядный и доступный
Начнем с того, что «Дневник.ру» тоже стал когда-то нововведением, но не вызвал отторжения. Может быть, потому, что в выигрыше оказались все. Введение электронного дневника на базе образовательной платформы «Дневник.ру» в школе позволило учащимся быть более ответственными и открытыми перед родителями, а родителям — иметь возможность принимать непосредственное участие в образовательном процессе ребенка. Это сказывается на повышении успеваемости и посещаемости учащихся, повышении престижа школы.

Главное качество ресурса «Дневник.ру» — его наглядность и легкость доступа (не требуется специальных навыков), своевременное информирование, полный доступ к школьной жизни ребенка и возможность ведения диалога с педагогическим коллективом. У родителей была уникальная возможность со своего домашнего или рабочего компьютера ежедневно отслеживать результаты учебы ребенка, оперативно получать информацию о родительском собрании, об изменении расписания, просматривать замечания и пожелания учителя или классного руководителя и своевременно принимать конкретные меры.

Полезные ссылки и контакты учителей
В случае болезни ученика родители всегда знали не только темы, пройденные на уроке, но и все домашние задания. При необходимости можно было обратиться за помощью к учителю, взять дополнительное задание, выполнить его и тут же отправить на проверку. Всегда можно было связаться с родителями класса и обсудить общие дела, не дожидаясь собраний и не тратя деньги на телефонные разговоры. Учитель мог разместить и ссылку на конкретный источник, и текст контрольной, с которой не справился ребенок, и электронную версию нужной книги или иллюстрации. Даже находясь в другом городе по семейным или служебным делам, родители имели возможность быть в курсе учебы ребенка.

Говоря о достоинствах площадки «Дневник.ру», нельзя не отметить, какие преимущества он давал учителям и администрации школы в формировании отчетности по каждому учащемуся, классу, параллели и школы в целом в осуществлении контроля за выполнением учебного плана, посещаемостью занятий, дисциплиной и нормами домашних заданий, обеспечивая прозрачность и доступность учебного процесса. Так же в «Дневнике. ру» имеются все формы отчетов для родителей: статистика отметок, средний балл по предмету, итоговый балл.

Кроме перечисленных достоинств, образовательная платформа «Дневник.ру» — это российский продукт, все данные которого хранятся в рамках российского информационного пространства.

«Аверс» за статистику и срезы
Электронный классный журнал, предложенный к использованию всем школам автономного округа, предполагался как новая система взаимодействия между школьным и родительским сообществом, которая позволяет образовательному учреждению автоматизировать составление школьной отчетности, оперативно получать различные статистические срезы с целью повышения качества управленческой деятельности. Без сомнения, это достойное качество этого продукта, однако главный его недостаток в том, что он непонятен и неудобен родителям.

Теперь, чтобы получить доступ к сведениям об успеваемости обучающихся, родителям обучающихся или их законным представителям необходимо зарегистрироваться на едином портале государственных услуг, что требует больших временных затрат, так как для получения услуги об успеваемости обучающегося кроме регистрации необходимо пройти процедуру проверки учетной записи при личном присутствии в МФЦ.

Он просто «виснет»
Идентификация в электронном классном журнале от «Аверс» производится по номеру СНИЛС, который приходится вводить всякий раз, когда вздумаешь поинтересоваться оценками ребенка. Стоит ли говорить, что это очень замедляет процедуру получения информации о его успеваемости. Чтобы узнать текущие отметки ребенка, необходимо неоднократно вводить свои персональные данные, и это не является гарантией того, что информация о текущей успеваемости учащегося, ведении электронного дневника и электронного журнала успеваемости будет предоставлена. По всей видимости, единый портал государственных услуг не справляется с нагрузкой, потому что постоянно зависает. В результате этого родители отстранены от непосредственного, оперативного участия в образовательном процессе ребенка.

Неудобством является также то, что нет возможности узнавать об изменениях в расписании уроков или дополнительных занятий, так как данная информация отсутствует изначально. Кроме просмотра собственных оценок, ученик также не может увидеть статистику изменений своей успеваемости, посещаемости, рейтинг среди одноклассников, что отрицательно сказывается на учебной мотивации.

Если образовательный ресурс «Дневник.ру» доступен всем в сети Интернет в любое время и в любом месте, то учитель или классный руководитель имеет возможность работать в программном продукте «Аверс» — «Электронный классный журнал» только в стенах учебного заведения, в защищенном сегменте локальной сети, лишаясь таким образом оперативного информирования родителей об успеваемости ребенка, школьных и классных мероприятиях, изменениях в расписании. Фактически ребенок самостоятельно не может получать данные о собственной успеваемости, домашних заданиях, не говоря уже о другой полезной школьной информации.

Отчетность приходится составлять заново
К большому сожалению, электронный классный журнал ООО ЦИТ «Аверс», в отличие от портала «Дневник.ру», не стал добрым помощником и для администрации школы, так как любая статистическая отчетность для контролирующих органов требуется в иной форме, чем предлагает система.

Стоит отметить, что для школы образовательная платформа «Дневник. ру» является бесплатной, и не нужно тратить огромные деньги на финансирование этого программного продукта, а значит, значительно экономит бюджетные средства.

Мы уверены, что электронный журнал изначально задумывался в качестве помощника в первую очередь нам, родителям, как легкодоступный и своевременно доносящий информацию инструмент для привлечения нашего внимания к школьной жизни наших детей и активного участия в ней. Однако, к нашему большому сожалению, до этого пока далеко. И не стоило, наверное, торопиться отказываться от такого надежного и проверенного временем ресурса, как «Дневник.ру».
Хочется надеяться, что «Дневник.ру» вновь займет достойное место в учебном процессе нижневартовских школьников и благодаря его тесной, в режиме реального времени, связке учитель-­ученик-родитель мы сможем повлиять на успеваемость и заинтересованность ребенка в школьном образовании.