Жизнь по новым правилам
Мы узнали, как в городе работает система QR-кодов
Итак, в жизнь югорчан вошла новая реальность. Перефразируя считалочку – «кто не привился, я не виноват». Без драгоценного свидетельства можно зайти в аптеку, отовариться в продуктовых магазинах и тех, где торгуют предметами первой необходимости. Все остальное – только по QR-коду. Мы решили на собственном опыте проверить, как действует новая система. Для этого взяли с собой антиковидный документ, паспорт и прошлись по местам, куда теперь не попасть без пропуска.
За книжкой – с паспортом
QR-код можно показывать в телефоне или, как в нашем случае, на распечатанном сертификате о вакцинации. Так же действительна была бы справка о перенесенной в течение последнего полугода коронавирусной инфекции. В том и другом документе указаны персональные данные, включая дату рождения и частично серию и номер паспорта. Кроме того, сертификат о профилактической прививке содержит статус вакцинации, а справка – СНИЛС, ОМС и дату выздоровления, от которой отсчитывается шесть месяцев.
Сразу скажем, паспорт нам потребовался дважды: в ресторане «Чайхона» (об этом чуть позже) и в Центральной городской библиотеке. Здесь QR-код проверяют сразу у входа. Случайных посетителей или сопровождающих просят продублировать личные данные. В остальных случаях библиотекари сверяют информацию с помощью читательского билета – он, как известно, тоже именной.
Если поход в библиотеку, в кино (контролер QR-кода тут продавец билетов) можно отложить, то сезонные или текущие нужды автомобиля игнорировать готовы далеко не все водители. Потому наш следующий пункт назначения – торговый центр «Автомобильный континент» на Ленина, 3П. Гулять по залам, заходить в секции, рассматривать товары – пожалуйста. А вот приобрести выбранную вещь можно только при наличии заветного кода. Кассир сканирует его специальным считывателем, обращая внимание, главным образом, на срок действия. Настаивать на большем сотрудники не берутся – себе дороже.
– Половина людей реагирует негативно: критикуют нас, оскорбляют, – рассказала Светлана Горбунова, продавец магазина «Автомикс». – Остальные спокойно показывают QR-код. Причем, среди тех, кто возмущается, у кого-то он тоже есть, но они не хотят его предоставлять. А кто-то таким образом выражает протест.
Посетителей в магазине хватало, но задир, к счастью, не оказалось. Наоборот, очередной покупатель без напоминания сам протянул к сканеру смартфон.
– Супер, классно, – расплатившись, прокомментировал (оценил) он нововведение. – В мае я тяжело переболел коронавирусом, лежал в реанимации. Считаю, лучше пускай так будет, люди хоть привьются.
Следующая точка – торговый комплекс «Европа-сити». Крупные ТЦ сегодня предлагают одинаковый набор услуг. Горожане приезжают сюда за покупками, досугом, разнообразной кухней, едой на вынос или просто потягать железо. Так что здесь мы решили заглянуть в ресторан и фитнес-центр. Кстати, вход в сам ТЦ свободный. У каждого, правда, переминаются охранники, но без сканеров в руках. Очевидно, проверять посетителей – дело хозяев бутиков. Как уже говорилось, в «Чайхоне» идентификация двухфакторная. Гостей за порог пропускают, только удостоверившись в соответствии данных кода и паспорта.
– Удостоверение личности – обязательно, – подтверждает Галина Корчак, заместитель генерального директора фирмы-владельца ресторана. – Кроме того, пока не обслуживаем людей с медотводами от прививки. С одним поставленным компонентом вакцины – тоже. Только полноценный QR-код, который действительно существует и действует.
На фуд-корте правила попроще: желаешь присесть за столик – доставай телефон или распечатку. Мы заказали еду с собой, потому обошлось без проверки.
Вакцинация и здоровый образ жизни – сегодня это одинаково описывает противоковидную кампании и работу фитнес-студий. В клубе «Европа-Фитнес» в рамках допустимого пошли навстречу клиентам. QR-код, конечно, непременное условие, но принимают и с незавершенной иммунизацией, а также берут в расчет справки о медотводе. После первого тщательного контроля все сведения заносятся в локальную базу данных и в следующий раз администратору достаточно беглого взгляда на код.
– Это не было неожиданностью, особенно, учитывая, что творится в стране, – заметил Александр Овчинников, посетитель фитнес-клуба. – Сказали проходить по QR-коду – окей, тем более, что сертификат уже имеется, получил его с полгода назад.
Клиентам, которые пока не успели либо не желают вакцинироваться, надеясь, что в ближайшее время строгости отменят, руководство фирмы пошло на «заморозку» клубных карт. Эта беспрецедентная мера – попытка удержать бизнес, который сейчас очень страдает от их массовых возвратов. Потери в выручке с 25 октября составили 40 процентов, подчеркнула заместитель генерального директора «Европа-Фитнес» Татьяна Ахметова. Такая же ситуация, призналась Галина Корчак, и у рестораторов.
– Уповаем все-таки на благоразумие людей и личным примером агитируем их позаботиться о своем здоровье, – говорит представитель фитнес-клуба. – У нас все сотрудники к октябрю полностью привились от коронавируса. Также никто не отменил защитный протокол: масочный режим, обработка помещений, социальная дистанция – все это по-прежнему строго соблюдается. Ну и ведем диалог с резидентами клуба о необходимости вакцинации.
В Интернете гуляют истории «противников системы», которые предлагают стричься украдкой, за запертыми дверями якобы не работающей парикмахерской. Проверено – нижневартовские мастера на такую авантюру не согласятся. Наказание за нее – штраф в размере полумиллиона рублей. Между тем, надзорные органы не прекращают проверки. Владельцы салонов в курсе, что одна из их коллег начала этот месяц с протокола о нарушении требований «Роспотребнадзора» и неисполнении распоряжения губернатора Югры.
– Мы весь локдаун работали по QR-кодам и сейчас продолжаем, – сообщила Елена Скороходова, хозяйка салона красоты «Charmante». – Проверяем их с помощью сканера телефона. Стараемся быть законопослушными, соблюдаем все предписания для нашей сферы услуг. Правда, и у самих составителей требований, похоже, нет единого понимания деталей. Например, хотелось бы поточнее узнать, какие именно условия поставлены салонам-парикмахерским, какие – спа-салонам и так далее.
Если говорить об итоге этой поездки – он был ожидаемый. Предприниматели и руководители организаций подготовились к новой системе. Она работает везде – где-то жёстче, где-то более формально. Но сказать хотелось бы и о другом. На днях один из югорских сайтов опубликовал видеозапись, на которой старушку – жительницу развернули на выход из холла торгового центра. Пожилой человек то ли не знал о новых правилах, то ли не догадался взять с собой паспорт сертификации. В таком возрасте не многие умеют пользоваться смартфонами, часто просто набрать номер близкого – единственная доступная им наука. В этой связи хочется попросить: друзья, объясните ситуацию старикам. Впереди Новый год, подарки внукам, пусть они не уйдут обиженными.