Погода:
Облачно -7° – -4°
Облачно -14°
Облачно -10°
16+
86.8894 75.7668
12 : 31 17 января 2022

Актированные дни: 1 смена - Не ожидается, 2 смена - Не ожидается

/ Ян Смоленцев: Возьмем Барабашку на работу

Ян Смоленцев: Возьмем Барабашку на работу

Ян Смоленцев: Возьмем Барабашку на работу
02 декабря 2021, 12:19
386
-

На сцене нижневартовского ТЮЗа сыграют лучшие российские спектакли для детей и молодежи.


Соглашение об этом подписали директор Департамента культуры Югры Артур Латыпов и художественный руководитель Большого детского фестиваля, народный артист России Сергей Безруков. Программа, которую привезут в наш округ, называется «Эхо БДФ». По традиции в неё входят лучшие работы фестиваля. Спектаклем открытия станет спектакль Московского Губернского театр «Маленький принц». О том, как это получилось и о многом другом, мы поговорили с самым молодым театральным директором России. Ровно полгода назад 29-летний Ян СМОЛЕНЦЕВ возглавил Нижневартовский ТЮЗ. 

тюз2.JPG


Хозяйство молодому руководителю досталось интересное во многих отношениях. И он нет-нет, а обмолвится об этом:

- Сейчас все удивляются: «ТЮЗ? Не знаем. Откуда вы взялись?» А мы раньше театром кукол были. Спрашивают: «Такое возможно?» Драмтеатры музыкальными становятся, из ТЮЗа переходят в драму, а вот куклы и ТЮЗ – два разных берега. Видно, в Москве за эту историю зацепились. Вот теперь на нашей сцене будет играть Сергей Безруков.

- Когда это произойдёт?

- Событие запланировано на лето 2023 года. Не так быстро, потому что нужно подготовиться. Планируем, что пройдёт всё в июне или в июле, чтобы ребята, которые посещают школьные лагеря, смогли посмотреть спектакли. Их будет шесть. Два названия уже известны. Откроет программу «Маленький принц», моноспектакль Сергея Безрукова. Это не Сент-Экзюпери. Это «сказки под музыку». Безруков приедет с дирижёром губернского театра, а оркестр будет местный. Еще 3-4 спектакля мы отберём сами. А завершится показ также спектаклем Сергея Безрукова «Маугли». Это такая традиция.

Кроме того, в программе лаборатории для актёров и детских студий, проект «БДФ-Книга», в котором организаторы определяют, какие книги дети в городе читают, большая образовательная программа, приедут критики.

- Уже удалось пообщаться с Сергеем Безруковым?

- Да. У него очень интересная позиция. Он говорит: «Я к детскому театру не имею прямого отношения, но при этом возглавляю общественный совет театра для детей, чтобы воспитывать зрителя, который потом придёт и ко мне». На подписании Сергей Витальевич каждого поприветствовал, пообщался. Не было такого: «Я звезда, а вы региональный театр», сказал: «Если есть вопросы по организации, сразу задавайте мне, я буду выходить на другой уровень». В общем, это здорово, что лучшие спектакли видят не только московские дети, что они едут в регионы.

- В культурных кругах Нижневартовска многим интересно, откуда Вы взялись. Такой молодой, а уже директор.

- Я из Екатеринбурга. Там родился, учился. После армии меня пригласил на работу генеральный директор театра музыкальной комедии Михаил Сафронов. В мире искусства этот человек в представлении не нуждается, грандиозная личность, погуглите. И это лучший музыкальный театр в России, 450 человек штат, гастроли по всему миру, самое большое количество «Золотых масок» (национальная театральная премия – примеч. автора) за пределами Москвы и Питера. Окончил Высшую школу деятелей сценического искусства Геннадия Дадамяна. Это тоже, я считаю, лучшее учебное заведение для театральных менеджеров.

Пять лет проработал главным администратором в музкомедии и начал задумываться о росте, мониторил ситуацию и нашёл информацию о конкурсе на должность директора Нижневартовского ТЮЗа. Подал документы, волновался, думал, что в России не бывает, конкурсов с поиском кандидата, всё заранее ясно. Был приятно удивлён, когда прошёл первый отбор: из 8-ми фамилий остались 3 фамилии. Пригласили подать документы на согласование с губернатором. Подал, согласовали, назначили, приехал. Когда приходишь в театры поменьше, не составляет труда вникнуть в закупки, юридические вопросы, финансово-хозяйственную деятельность, планирование репертуара, его финансовую аналитику. Перейти из заместителей директора в директора было не так сложно.

- Насколько несложно было переехать из города-миллионника, в котором Вы выросли, в небольшой Нижневартовск?

- Я себе Нижневартовск представлял иначе, потому что видел маленькие города. Например, Нижний Тагил. Здесь уровень жизни такой же, как в Екатеринбурге. Ну, если не брать глобальную инфраструктуру. Главное, что здесь есть культурная жизнь. Есть детские школы искусств, театры. Два театра на 300 000 населения. Семье моей комфортно. Вот только лифта нет в доме. Жене с коляской приходится спускаться со второго этажа. Она, кстати, родилась в Нижневартовске. Правда, через полгода переехали в Екатеринбург. Но она всё рано как местная: в паспорте написано «Нижневартовск». Это был знак, когда я подавал документы.

- Вы обмолвились, что считаете свой театр театром кукол. Значит ли это, что вы вернётесь к прежней истории и названию?

- К названию возвращаться не будем. Решение на нормативном уровне уже принято. Нужно придумывать какие-то истории, которые будут объединять прошлое и настоящее, театр кукол и ТЮЗ. ТЮЗ – это молодёжный театр. В городе большое количество детей и взрослых, которые детьми сюда ходили. Тему с «Барабашкой» мы будем развивать, но внутри маркетинговых историй. Может быть, даже Барабашку на работу примем. Думаем, что он сейчас в отпуске и надеемся, что к нам вернётся. Нельзя иначе. Мне даже таксисты говорят «Вам куда? В ТЮЗ? Аааа, это «Барабашка».

Работать как драматический театр и при этом, в особых режиссёрских решениях использовать кукол – это интересный синтез и хорошая визитная карточка. В вечернем репертуаре мы можем использовать ребрендинг, маркетинг, а утренние подавать под прежним брендом.

Я всем так говорю: «Мы молодой театр с 30-летней историей». Надо наращивать молодёжную историю, но при этом не терять кукольную. Пока, кстати, в основном подаём заявки на кукольные фестивали. «Гуси-лебеди», «Бременские музыканты» - отличные спектакли. Правда, вот отвезли «Тараканов» на безруковский фестиваль, где про нас и узнали. Это отличный опыт: он уже имеет результат, и мы будем его расширять.

- Из заметных вещей: у театра появился фирменный стиль, сайт, на который приятно зайти. Что ещё?

- Ещё капремонт. Не знаю, когда на него уйдём: пока в подвешенном состоянии, проект на экспертизе. Детали будем решать с подрядчиком, как только он определится. По проекту мы выходим на два года из здания, потом возвращаемся. Но, в принципе, у нас два крыла, автономных друг от друга. Мы можем работать сначала в одном, потом в другом. Если всё же придётся выходить, округ и город обещают помочь площадками. Придётся поскитаться, поэтому основные премьеры планируем на весну, чтобы всё выпустить, так как спектакли будут большие, постановочные команды приезжие (Москва, Питер, Краснодар): перенести на потом нельзя. Я лично попросил директора департамента культуры Артура Латыпова, чтобы капремонт начался в апреле-мае, чтобы мы доработали сезон, могли спокойно съехать и наладить работу.

- Какие, кстати, премьеры вы планируете?

- Это «Роман и Юлька» (по нашумевшей в своё время повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось» - примеч. автора), которую будет ставить московский режиссёр Олег Лобозин со своей командой. «Карлик Нос» - это краснодарская команда, режиссёр Константин Мохов. Спектакль будет драматический с элементами кукольного. «Пряничный домик» (режиссёр наш, Варвара Шмелёва) выйдет в декабре на малой сцене. И пойдёт потом в новогоднюю кампанию. Сейчас мы готовим проект «Театр на подушках». Это для самых маленьких зрителей. Там будет «Колобок», «Загадки природы». Ещё мы задумали череду читок современных пьес. В конце сезона подведём итоги и спросим у зрителей, что больше понравилось и что взять в репертуар. Хотим это сделать, но пока побаиваемся. С классикой работать проще. В любом случае, площадок у нас много.

- Давайте вернёмся к разговору о технической части…

- Будем пока наращивать материально-техническую базу. Идёт закупка оборудования: поменяем полностью звук в большом зале, чтобы играть музыкальные спектакли, идёт к нам новый лазерный проектор, очень дорогой, лет 5 он будет современным, световые приборы.

Будем знакомиться с бизнесом. Недавно к нам приезжала специалист по фандрайзингу Евгения Карпанина. Это лучший специалист в России. Провела семинар с отделом продаж и развития. Все вдохновлены, хотят реализовывать проекты.

- Вы, когда входите в зал, чего ждёте?

- Полного зала. Чтобы люди приходили на спектакли, но сами, «естественным путём», чтобы целевая аудитория соответствовала. Чтобы на «Тараканов» приходили старшеклассники, а десятилетки: им это пока не интересно ещё. А на «Гуси-лебеди» малыши и младшие школьники, но не как не подростки.

- Если средний спектакль будет приносить деньги, Вы его уберёте из репертуара?

- Средний нет. Он должен остаться, чтобы поддерживать спектакли, которые не приносят дохода, но отражают нашу миссию, закрывают творческие вопросы. Должен быть баланс.

- Какая задача сейчас самая главная, где Ваши мысли в первую очередь?

- Театр нужно перестраивать, чтобы нас узнавали в России, знали Нижневартовск, знали, где это находится, что там есть такой театр. Подаём заявки на фестивали, планируем гастроли, ищем деньги, чтобы ставить лучшие спектакли. Нам помогают с переоборудованием по федеральной программе, округ выделяет деньги. Но мы должны сами зарабатывать и делать проекты на свои деньги.

Нужно работать так, чтобы люди в городе сами шли и покупали билеты. Не классный руководитель привёл, не профсоюзы нефтяных компаний приобрели, потому что есть такая статья расходов, а чтобы человек сам зашёл на сайт и купил. Надо играть чаще, а не только в пятницу, субботу и воскресенье, чтобы зрителю было удобно прийти тогда, когда он хочет. Надо конкурировать с диваном, с онлайн-кинотеатрами. Там тоже спектакли показывают. Здесь так не привыкли работать. Нужно играть разные спектакли, в выходные несколько раз в день.

- Ян Александрович, какого директора театра кукол все знают – Карабаса Барабаса. Не боитесь, что с ним будут ассоциировать?

- У меня бороды нет.

- Бороду отрастить можно.

- У меня не вырастет такая густая. И потом, Карабас кукол не любил. У нас иначе. Театр нужно любить и понимать, не слушать, а слышать. Если ты слышишь, что говорят актёры, цеха, ведь есть же нематериальные проблемы, а жизненные, нужно пробовать их решать. Актёр человек особенный, специфический, его нужно понимать.

С другой стороны, артистам тоже нужно повышать требования к себе. Мы не можем держать тех, кто ничего не делает, они занимают чужое место. Они учились, у них есть образование. Возможно, сменились времена - нужно актуализироваться. Можно приходить, предлагать свои моноспектакли, проекты. Главное, быть актуальным, чтобы про тебя зрители спрашивали. Общение театра и зрителя может быть только через артиста. Город должен узнавать своих артистов, оглядываться, улыбаться.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.
Комментарии
Комментариев пока нет, вы можете стать первым, кто прокомментирует новость.
Пожалуйста, заполните все поля

Ваш комментарий успешно отправлен и будет опубликован после проверки.
Спасибо за ваше мнение!

Написать еще

Также читайте

онлайн подписка

подробнее

/upload/iblock/e20/e20275ab09f8f27a8d79351f197a3998.svg