В НВГУ создали двигатель, который экономит электроэнергию. Аналогов нет в мире!
Биротативный двигатель для бурения нефтяных скважин разработали студент и преподаватель университета.
Авторы новинки - студент четвёртого курса факультета экологии и инжиниринга Александр Киселёв и доктор технических наук, профессор кафедры «Нефтегазового дела» Евгений Шаньгин, сообщает отдел по связям с общественностью их университетской alma mater.
По словам Евгения Шаньгина, данный принцип работы двигателя реализован впервые и у него нет иностранных аналогов.
Благодаря участию в выставках и конференциях, установку смогли оценить работодатели. Все они утверждают: аппарат легко использовать в работе, поскольку его принцип в основном схож с синхронным двигателем, который уже используется. Наш более модернизированный. К тому же будущая крупногабаритная установка ничуть не будет отличаться от уже имеющейся лабораторной, – отметил профессор.
Разработчики НВГУ уверены, что их изобретение заинтересует нефтяников, и уже через пару лет начнутся испытания аппарата на производстве. Проект профессора и студента отметили в региональном филиале НК «Роснефть» АО «Самотлорнефтегаз». Александр Киселёв представил разработку на Региональной научно-технической конференции молодых специалистов и сотрудников АО «Самотлорнефтегаз» и стал победителем.
Синхронный двигатель, применяемый сегодня для бурения нефтяных скважин и насосных установок, требует больших энергозатрат. По словам учёных, за всё время его существования модернизировалась только электронная часть. Механическая же часть оставалась без внимания разработчиков. Чтобы сократить энергетические и финансовые затраты нефтяников, разработчики предложили заменить синхронный двигатель на биротативный. Последний был разработан ещё в 90-х годах, но исследователи Нижневартовского госуниверситета довели его до совершенства и собрали новый уникальный лабораторный образец, который планируют запатентовать и создать в ближайшем будущем крупногабаритную модель для производства.
Ротор и стартер работают синхронно. Мы модернизировали механическую часть биротативного двигателя, в результате чего достигли значительной экономии электроэнергии. Созданный нами механизм работы двигателя позволяет регулировать обороты в широких диапазонах. Уже сейчас мы можем сделать вывод, что на всём диапазоне регулируемых скоростей мощность двигателя сохраняется около 40В – экономия электроэнергии составляет 70%. Именно за счёт поддержания постоянной мощности мы снижаем затраты, в то время как в синхронном двигателе задействованы низкие обороты, и если увеличить мощность двигателя повысятся и энергозатраты, – рассказал Александр Киселёв.