Жителям Нижневартовска рассказали, как не попасться на уловки мошенников
Ежедневно в Югре органы правопорядка регистрируют от 5 до 10 преступлений, связанных с дистанционными обманами
Мошенники уже получили от югорчан более 470 миллионов рублей. Почему это происходит, рассказал временно исполняющий обязанности заместителя начальника УМВД по городу Нижневартовску, подполковник полиции Ильшат Галимов.
На Ваш взгляд, с чем связано такое большое количество преступлений в сфере информационных технологий?
- Можно сказать, что в наш стремительный век, даже преступникам стало лень вставать с дивана. Давайте вспомним, что в прошлые годы хулиганы ходили ногами, чтобы совершить преступление, а теперь это не модно - можно просто набрать случайный номер и по телефону обмануть. К сожалению, потерпевшие зачастую сами способствуют совершению обмана, начинают вступать в беседу с незнакомцами, сотрудничать с ними, рассказывать всё о себе.
Не могли бы Вы подробнее рассказать, как происходит обман?
- Конечно, приведу пример: гражданину звонит незнакомец, представляется сотрудником полиции и сообщает, что в последнее время очень много развелось мошенников. Мнимый полицейский говорит, что знает, что в обмане участвует сотрудник банка, который, пользуясь своим положением, оформляет подложные кредиты. Для того, чтобы вывести обманщика на чистую воду, надо поймать его на месте преступления, а для этого сначала необходимо заманить его в ловушку. Не мог бы гражданин помочь полиции? Если гражданин соглашается, то ему предлагают следующий план действий – сходить в банк и оформить на себя кредит на определенную сумму. «В то время, когда вы будете заполнять документы и мошенник из банка увидит это и попытается помешать, в этот момент мы его и задержим. Только, когда придете в банк, никому не говорите, для чего вы оформляете кредит - назовите любую цель, например, что деньги необходимы для покупки дачи или срочно требуется ремонт в квартире. Это нужно, чтобы мошенник не заподозрил, что вы «подсадная» утка» - советует лже - полицейский. Далее, истинно веря, что помогает следствию, гражданин строго следует инструкции собеседника и оформляет на себя кредитные обязательства, обманывает банковских служащих, утаивает информацию от родственников и друзей. Другое развитие событий – когда гражданин отказывается помогать полиции, то лже - полицейский «запугивает» его тем, что неоказание помощи в задержании преступника не только карается по закону, но и влечет за собой неприятности в банке. Как правило, гражданин соглашается и под четким руководством собеседника исполняет его требования. Это, скажем так, классический способ обмана.
Какие еще виды обмана используют мошенники?
- Второе место по количеству обманов занимает продажа – покупка товара через интернет. Здесь происходит следующее – гражданин продает товар. С ним связывается покупатель, который желает купить вещь и в целях, чтобы другие люди не опередили его, предлагает сообщить ему данные карты, чтобы внести предоплату, а также советует оформить «безопасную» сделку. Гражданин переходит по указанной покупателем ссылке, вводит данные своей карты и тем самым дает доступ к своим данным. Мошенникам остается только перечислить денежные средства к себе на карту. Не остаются без внимания и такие виды обмана, как «вам положена компенсация «за» и дальше идут варианты: за то, что ранее пользовались некачественными БАДами, за то, что поставили прививки, за то, что выиграли приз, за то, что являетесь клиентом банка. К сожалению, доверчивые горожане продолжают верить в чудеса и в результате теряют свои финансы. Всё чаще стали происходить преступления, где неизвестные граждане предлагают горожанам увеличить свой доход, зарабатывая на торговых биржевых площадках. Заманивают разовой прибылью, увлекая клиента, а затем перестают выходить на связь. Вариантов обмана много.
Какой совет Вы бы могли дать гражданам, чтобы не попасться на уловки мошенников?
- Я хотел бы напомнить о том, что существует такое понятие как конфиденциальность. К сведениям личного характера относятся данные паспорта, счета в банке, идентифицированный номер банковской карты и никто кроме гражданина не вправе использовать их без его разрешения. Однако, исходя из опроса потерпевших, становится ясно, что граждане сами разглашают сведения о себе – сообщают совершенно незнакомым людям пин – коды карт, номера счетов. Бывали случаи, когда мошенники не задавали наводящих вопросов, а граждане сами уточняли, на какую карту лучше всего перечислять деньги или на чей счет взять кредит. Для информирования населения в целях профилактики мошеннических действий нами используются различные способы: проводятся встречи в организациях и предприятиях города, размещаются материалы в СМИ, проводится поквартирный обход жилого массива с вручением памяток. Об обманах преступников знают все, но, к сожалению, граждане либо игнорируют полученную информацию, либо не придают ей особого значения, надеясь, что их это никогда не коснется. А ведь помня один единственный совет можно избежать денежных потерь – главное никогда и никому ничего не рассказывать о себе, тем более, когда разговор идет о деньгах и личных накоплениях. Быть бдительней и не поддаваться на уговоры незнакомцев рассекретить свои личные данные.
Как мы сообщали ранее, в 2022 году в Югре зарегистрировали более 3,5 тысяч киберпреступлений.