Жителям Нижневартовска рассказали, как не попасться на уловки мошенников
Ежедневно в Югре органы правопорядка регистрируют от 5 до 10 преступлений, связанных с дистанционными обманами
![](/upload/resize_cache/iblock/5e5/792_600_0/f4razbejjmsw5o0xu1w6gos5amap6p0x.jpg)
Мошенники уже получили от югорчан более 470 миллионов рублей. Почему это происходит, рассказал временно исполняющий обязанности заместителя начальника УМВД по городу Нижневартовску, подполковник полиции Ильшат Галимов.
На Ваш взгляд, с чем связано такое большое количество преступлений в сфере информационных технологий?
- Можно сказать, что в наш стремительный век, даже преступникам стало лень вставать с дивана. Давайте вспомним, что в прошлые годы хулиганы ходили ногами, чтобы совершить преступление, а теперь это не модно - можно просто набрать случайный номер и по телефону обмануть. К сожалению, потерпевшие зачастую сами способствуют совершению обмана, начинают вступать в беседу с незнакомцами, сотрудничать с ними, рассказывать всё о себе.
Не могли бы Вы подробнее рассказать, как происходит обман?
- Конечно, приведу пример: гражданину звонит незнакомец, представляется сотрудником полиции и сообщает, что в последнее время очень много развелось мошенников. Мнимый полицейский говорит, что знает, что в обмане участвует сотрудник банка, который, пользуясь своим положением, оформляет подложные кредиты. Для того, чтобы вывести обманщика на чистую воду, надо поймать его на месте преступления, а для этого сначала необходимо заманить его в ловушку. Не мог бы гражданин помочь полиции? Если гражданин соглашается, то ему предлагают следующий план действий – сходить в банк и оформить на себя кредит на определенную сумму. «В то время, когда вы будете заполнять документы и мошенник из банка увидит это и попытается помешать, в этот момент мы его и задержим. Только, когда придете в банк, никому не говорите, для чего вы оформляете кредит - назовите любую цель, например, что деньги необходимы для покупки дачи или срочно требуется ремонт в квартире. Это нужно, чтобы мошенник не заподозрил, что вы «подсадная» утка» - советует лже - полицейский. Далее, истинно веря, что помогает следствию, гражданин строго следует инструкции собеседника и оформляет на себя кредитные обязательства, обманывает банковских служащих, утаивает информацию от родственников и друзей. Другое развитие событий – когда гражданин отказывается помогать полиции, то лже - полицейский «запугивает» его тем, что неоказание помощи в задержании преступника не только карается по закону, но и влечет за собой неприятности в банке. Как правило, гражданин соглашается и под четким руководством собеседника исполняет его требования. Это, скажем так, классический способ обмана.
Какие еще виды обмана используют мошенники?
- Второе место по количеству обманов занимает продажа – покупка товара через интернет. Здесь происходит следующее – гражданин продает товар. С ним связывается покупатель, который желает купить вещь и в целях, чтобы другие люди не опередили его, предлагает сообщить ему данные карты, чтобы внести предоплату, а также советует оформить «безопасную» сделку. Гражданин переходит по указанной покупателем ссылке, вводит данные своей карты и тем самым дает доступ к своим данным. Мошенникам остается только перечислить денежные средства к себе на карту. Не остаются без внимания и такие виды обмана, как «вам положена компенсация «за» и дальше идут варианты: за то, что ранее пользовались некачественными БАДами, за то, что поставили прививки, за то, что выиграли приз, за то, что являетесь клиентом банка. К сожалению, доверчивые горожане продолжают верить в чудеса и в результате теряют свои финансы. Всё чаще стали происходить преступления, где неизвестные граждане предлагают горожанам увеличить свой доход, зарабатывая на торговых биржевых площадках. Заманивают разовой прибылью, увлекая клиента, а затем перестают выходить на связь. Вариантов обмана много.
Какой совет Вы бы могли дать гражданам, чтобы не попасться на уловки мошенников?
- Я хотел бы напомнить о том, что существует такое понятие как конфиденциальность. К сведениям личного характера относятся данные паспорта, счета в банке, идентифицированный номер банковской карты и никто кроме гражданина не вправе использовать их без его разрешения. Однако, исходя из опроса потерпевших, становится ясно, что граждане сами разглашают сведения о себе – сообщают совершенно незнакомым людям пин – коды карт, номера счетов. Бывали случаи, когда мошенники не задавали наводящих вопросов, а граждане сами уточняли, на какую карту лучше всего перечислять деньги или на чей счет взять кредит. Для информирования населения в целях профилактики мошеннических действий нами используются различные способы: проводятся встречи в организациях и предприятиях города, размещаются материалы в СМИ, проводится поквартирный обход жилого массива с вручением памяток. Об обманах преступников знают все, но, к сожалению, граждане либо игнорируют полученную информацию, либо не придают ей особого значения, надеясь, что их это никогда не коснется. А ведь помня один единственный совет можно избежать денежных потерь – главное никогда и никому ничего не рассказывать о себе, тем более, когда разговор идет о деньгах и личных накоплениях. Быть бдительней и не поддаваться на уговоры незнакомцев рассекретить свои личные данные.
Как мы сообщали ранее, в 2022 году в Югре зарегистрировали более 3,5 тысяч киберпреступлений.