Студент ГИТИСа ставит в Нижневартовске спектакль по сказкам Сергея Козлова
Премьера «Ежикиной скрипки» запланирована на 23 декабря
Городской драматический театр продолжает свой курс на сотрудничество с молодыми режиссерами. Аскар Галимов весной участвовал в лаборатории, которую проводила драма, а сейчас получил приглашение поставить свой первый полноценный спектакль. Репетиции «Ежикиной скрипки» (композицию из сказок Козлова режиссер сделал сам) идут уже три недели. Премьера назначена 23 декабря. О работе, творчестве, процессе познания и зиме мы поговорили с самим Аскаром, а также художником спектакля Аней Гориной.
- Когда мы задумывали этот спектакль, - начинает беседу Аня, - я думала, что в Нижневартовске зима – это основное время года, самое длинное. Это связано с основной идеей нашей сказки. Она о том, как пережить зиму. Ведь героям кажется, что она будет бесконечной.
- Меня зима хорошо погружает в атмосфера, - добавляет режиссер. – Когда на улице -30, я думаю, что вообще не буду выходить из театра, и мы репетируем, репетируем.
Сергей Козлов.
- Как возникла идея со сказками Сергея Козлова?
Сначала мы хотели работать со сказками норвежского писателя Тоона Телегена. У него есть классный сборник «Не все умеют падать» для детей и взрослых. Но здесь возникли объективные проблемы с авторскими правами. Мы начали искать среди российских авторов. А Телегена, кстати, называют «норвежским Козловым». Мы взяли несколько его сказок из разных циклов и сделали собственную композицию.
Название «Ежикина скрипка» нам подсказала худрук театра Наталья Наумова. В процессе репетиций оно прижилось. Это название одного из рассказов, который вошел в инсценировку, хотя он и не полностью отражает суть будущего спектакля. Все карты сейчас раскрывать не будем. Приходите и смотрите.
- Сергей Козлов – один из лучших российских сказочников. Его знают абсолютно все, хотя бы благодаря «Ежику в тумане». Чем он вас зачаровывает?
- Козлов на самом деле довольно сложный, - говорит Аня Горина. – Он не только для детей, но и для взрослых. У него много образов, много слоев, странностей. Он немного крейзи, сумасшедший.
- Да, мы с Аней в одинаковом мироощущении, - добавляет Аскар. – У него очень много воздуха внутри. Не все объясняется, не крючок за крючком в сюжете. Иногда бывают такие вспышки. В целом ты все понимаешь, но иногда не можешь объяснить, что чувствуешь конкретно.
- Это же ваш первый режиссерский опыт?
- До этого были только лаборатории. У меня есть опыт работы в камерном «Театр.Акт» в Казани. Это были совместные проекты, но в них я был больше перформером, актером. Последний наш перфоманс «OVERTIME», в котором я в течение 16-ти часов без перерывов читал текст.
- Вы же сначала получили психологическое образование. Как вас занесло в театр?
- Такой был план: отучиться на психолога, а потом заниматься театром. Сначала я хотел быть кинорежиссером, но в ВГИК не поступил. Оказался в ГИТИСе, в мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова.
- Вам первое образование в нынешней работе больше помогает или мешает?
- Помогает. На психолога ведь учатся, чтобы понять себя, а я добавляю - и других. Сейчас я этим пользуюсь.
- Вам 27 лет. Не смущает, что большинство актеров, с которыми работаете, старше вас?
- Для меня нет понятия «возраст». Что такое старше? Возраст – это паспортные данные. А на самом деле в каждом из нас живут дети, в каждом внутренний ребенок. Я для себя микрозадачей на начальник этапах считаю, что к нему нужно подойти, начать взаимодействовать, разговаривать. Если есть контакт, начинается репетиция.
Диалог случается в любом случае, вопрос в его характере – хочет ли другая сторона с тобой разговаривать. Возникновение диалога зависит не от одного человека, а от двоих. Как правило, в хорошем театре все идет к тому, чтобы люди соединялись, разговаривали.
- Что вы для себя поймали нового в работе с нижневартовскими актерами?
- У них есть одно из самых главных качеств – доверие. Это очень сильно помогает. Не ощущаешь себя на другом берегу реки или по ту сторону рампы. Мы все вместе делаем.
- Это ваш первый спектакль? Какой результат для вас будет приемлемым?
- Хочется, чтобы максимально получилось то, что мы придумали, - говорит Аня. – Конечно, это вряд ли получится: на идею влияют все люди, обстоятельства. Мы хотим, чтобы дети посмотрели волшебную сказку, потому что им нужно волшебство. И чтобы родители смотрели этот спектакль и понимали, что он и про них: про их детей, про их детство.
- Это разговор и для родителей, и для детей, - говорит Аскар, - о самых важных вещах: дружбе, любви и взаимоподдержке. И том, как правильно прожить взросление.
- У вас еще есть предложения на постановки?
- Мы вместе с сокурсницей Ариной Емелиной в Москве делаем моноспектакль про Ольгу Книппер-Чехову. Он родился из лаборатории «Вокруг Художественного театра». Это спектакль про жизнь актрисы. Жизнь Книппер мы берем за основу и размышляем об актрисе как о феномене, как карьера влияет на ее жизнь и наоборот.
- Это будет ваш дипломный проект?
- Не обязательно. Если получится, мы в Москве это поставим. Не думаю, что это будет дипломный спектакль. Про диплом я еще думаю.