Во всем мире отметили День распространения информации о проблеме аутизма
Памятная дата ежегодно приходится на 2 апреля
Билл Гейтс, Илон Маск, Альберт Энштейн и даже Грета Тюрберг. Что объединяет этих людей? Третьеклашки общеобразовательной санаторной школы Нижневартовска внимательно рассматривают портреты на слайдах, высказывают предположения. А потом с удивлением узнают, что кроме известности у личностей на этих фото есть еще кое-что общее. Все они обладатели одного диагноза - аутизм. Такого же, как у Тимофея и Дамира, что сидят за соседними партами.
Впрочем, оговоримся, с ребятишками (да и друг с другом) их роднит только само это слово. Упомянутое нейрозаболевание относится к расстройствам аутистического спектра (РАС). Его проявления и признаки, включая интеллектуальные и поведенческие особенности, сугубо индивидуальны. Потому, как говорит Наталья Корсакова, заведующая центра комплексного психолого-педагогического сопровождения, в школе 38 таких учеников, а значит - 38 разных историй.
Предпочтения у каждого свои
Для самого коллектива эта история началась более десяти лет назад, в 2010 году. Небольшая, можно даже сказать, камерная начальная школа (в среднем на 200 учащихся) всегда занималась детьми, состоящими на учете в противотуберкулезном диспансере. Когда в обществе настойчиво и все громче заговорили о потребностях особенных детей, школа стала первой в Югре площадкой инклюзивного образования. А уже через пять лет здешних педагогов признали лидерами в применении инклюзивной практики на всероссийском уровне.
Воодушевленные вартовчане расширили эту практику, создали условия для обучения представителей разных нозологических групп (категорий людей с ограниченными возможностями здоровья). Сюда стали принимать тотально слепых, детей с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с РАС, а также с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе колясочников. Но самую большую группу особенных обучающихся составили пионеры здешней инклюзии - ребята с расстройствами аутистического спектра.
К слову, педагоги стараются избегать упоминания диагнозов.
«В разговорах с детьми мы никогда не озвучиваем, что, например, Саша или Петя - с аутизмом. Мы говорим о том, что у него такая особенность - он не любит вот это. И сразу обращаем внимание: ты ведь тоже что-то не любишь. У каждого из нас есть свои какие-то предпочтения и какие-то особенности поведения», - пояснила Наталья Корсакова.
Доброта не зависит от внешности
С этого обобщения, подкрепленного, вдобавок, только что полученными сведениями о знаменитых людях, в понедельник, 3 апреля, в школе начались классные часы. Они прошли по всем параллелям под девизом «Люди как люди».
«Я буду задавать вопросы, а вы поднимайте руку, - обратилась к нашим третьеклашкам ведущая. - Итак, скажите, кто из вас просыпается рано утром? Молодец, Тимофей. А кто любит кашу на обед? Кому нравится математика? Кто любит лето? А дождь? Почти всем, здорово!».
Десятилетки прилежно тянут ладошки, никто не выкрикивает с места и лишь после неожиданных фраз, вроде «У кого большие уши», по партам прокатывается смех. Их особенные соседи ничем не выделяются. Тимофей активно участвует в опросе. Дамир молчит, но он на общей волне.
«Вот вам пример истории: Дамир Салихов. Он к нам поступил два года назад. Сначала в ресурсный, специальный класс. Там тогда учились пять детей с расстройствами аутистического спектра. В течение полутора лет мы формировали учебное поведение, чтобы ребенок мог полностью высидеть все уроки, слышать инструкцию учителя, выполнять ее. Инструкции специально адаптировали - делали более короткими, понятными. Постепенно, видя, что мальчик уже прекрасно усваивает материал, стали сначала приводить в этот класс на один-два урока по самым успешным для него предметам. Цель была - познакомить с коллективом, потому что это новые дети. Надо было установить новые взаимоотношения, проработать коммуникационные моменты».
Когда он попривык, начали прибавлять по одному предмету. В результате в течение полугода ребенок уже смог проводить с ребятами весь учебный день и с 1 сентября мы перевели его к ним полностью. Через год он выпустится, пойдет в обычную школу. Знаем, что все будет в порядке: обучается он по общей программе, хорошо. Поведение в большой группе теперь сформировано: он уже участвует у нас во всех мероприятиях, посещает с нами музеи, театры. То есть большая социальная группа у него уже не вызывает страх, и он ведет себя как обычный гражданин, - рассказала заведующая центра комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Между тем в классе продолжается разговор. Все уже согласились, что большие уши, а также наличие косичек, предпочтения в цветовой гамме одежды или любовь к прогулкам под дождем - это то, что нас отличает. Разница во внешности и чертах характера иногда помогает, а в каких-то случаях мешает понять друг друга.
«А такие качества, как доброта, милосердие, забота, взаимовыручка, зависят от внешности, как вы думаете? Слава, что ты скажешь? Не зависит? А ты, Рафаэль?» - интересуется ведущая.
«Думаю, что не в этом дело, - рассуждает мальчик. – Не важно, какой человек внешности, надо смотреть на то, какой у него характер, помогает ли он другим».
«Эти качества у нас у всех могут быть. Мы все можем быть добрыми, заботливыми. Это зависит от нас. И внешние наши какие-то различия в этом нам не мешают», - заключает наставница.
Индивидуальный подход
Эти классные часы в каждой группе провели тьюторы - педагоги, которые помогают особенным ребятам в адаптации учебного материала и программы. В частности, с нашими третьеклашками была их любимая Елена Ракитина. Как и все здесь - мягкая и искренне доброжелательная. Тьюторы - это еще и посредники между ребенком и учителем. А значит, друг маленького человека, терпеливо объясняющий непонятное и оберегающий его чувства.
Впрочем, своими друзьями ребята заслуженно считают здесь всех взрослых. Именно такую атмосферу, когда никто не ищет разницы между отличником и двоечником, между сильным и слабым, тут создали изначально. Как отметила педагог-психолог Наталья Зыкова, в школе просто любят и учат детей, причем, не только школьным наукам, а прежде всего, добру и любви к людям.
Работа с особенными детьми очень сложная, пояснила она. Требует своего отношения, отдельного подхода. По образовательным стандартам значительный объем ее отводится на коррекционно-развивающую деятельность, которую проводят специалисты службы психолого-педагогического сопровождения: учителя-дефектологи, логопеды и педагоги-психологи.
Но при всей сложности - это благодарная работа. Работа с очень качественной, всегда искренней обратной связью. Это дети, которые любят искренне, привязаны искренне. Они нас обнимают, знают всех по именам, испытывают настолько доверительное отношение, что приглашают к себе в гости. Разумеется, домой к ним мы не заглядываем, но, при расставании никак не можем распрощаться. Каждый уход из кабинета - это всегда длительная церемония завершения. Вот эта обратная связь, наверное, и есть та самая оценка, которую может поставить себе любой педагог и специалист, работающий с такими детьми, - поделилась Наталья Зыкова.
Успех бывает разный
Не всегда успех специалистов, педагогов и наставников так очевиден, как в случае с Дамиром или Тимофеем. Скажем, у девочки из Донбасса, поступившей в школу в 2022 году, меньше шансов на такую социализацию. На родине с ребенком по понятным причинам не занимались профессионалы. Сейчас работа идет, но, как в любой коррекции, говорит Наталья Корсакова, чем раньше она начинается, тем больший дает эффект.
Иногда школьные специалисты радуются просто тому, что дети, которые обучаются на дому, начинают использовать альтернативную коммуникацию, чтобы выразить свою просьбу.
«Для нас это не меньший успех, потому что мы смогли сформировать все для того, чтобы этого ребенка смогли понять. Понять его элементарную просьбу - вот это самое важное», - прокомментировала заведующая центра комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Добавим, что в Югре темой создания равных возможностей для особенных людей занимаются на уровне правительства округа. Власти находятся в плотном контакте с общественными организациями инвалидов, опираются на силы гражданского общества для решения вопросов, стоящих перед югорчанами с ограниченными возможностями здоровья.
Благодаря привлечению общественности, экспертов, родительского сообщества и такой системной работе в регионе еще в 2017 году была принята Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. Это было поручение губернатора Югры Натальи Комаровой. Заложенная в ней главная задача - максимально интегрировать всех югорчан с ментальными нарушениями в общество, обеспечить их комплексную реабилитацию и социализацию.
Как отметила председатель общественной организации помощи детям с ограниченными возможностями «Солнце на ладони» Оксана Якубенок, раннее обращение к реабилитации повышает шансы на качественно новый уровень жизни. Кроме того, важна и возможность прохождения реабилитации в регионе, а не за его пределами. Самый же главный момент -это ежедневная помощь. Именно он сегодня учтен и действует на территории округа.
Ранее мы сообщали, что в Нижневартовске рабочую профессию дети с ОВЗ смогут получить со школьной скамьи.