Погода:
Снег -4° – -2°
Облачно +1°
Облачно -6°
16+
Радио-Югра | Нижневартовск 105.9
Загрузка проигрывателя…
99.7264 93.4419 89.74
22 : 25 12 апреля 2024
/ Татьяна Родина: «Театр - это всегда про любовь»

Татьяна Родина: «Театр - это всегда про любовь»

Король Лир. Три сестры

Автор фото:
07 апреля 2023, 15:30
2566
-

В Нижневартовском драматическом театре поставили спектакль «Король Лир» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира. Премьерные показы спектакля состоялись в конце марта. У постановки сразу два режиссера, которые работают в тандеме не в первый раз - Татьяна Родина и Артур Абачараев.

Напомним, режиссерский эскиз Татьяны Родиной на эту постановку стал победителем зрительского голосования в совместном проекте драмы и Российского института театрального искусства - ГИТИС «ЛАБОРАТОРИЯ - БИРЖА» в апреле прошлого года.



Татьяна, как так получилось, что у спектакля два режиссера?

- Обычно у режиссеров первая профессия актерская, у меня не так. Я театральный художник по первому образованию и иногда разговариваю на «кошачьем» языке, а не на человечьем. Что-то говорю артистам, а они не понимают, как сделать то, что я прошу. Так вот, в прошлом году после Нижневартовска я уехала в Дагестан. Там тоже проходила театральная лаборатория, где мы и познакомились с Артуром. Попробовали работать вместе, получилось. Он просто переводил мои слова. В условиях сжатых сроков наше взаимодействие было очень эффективным. В артиста ведь попадает одно какое-то слово, и найти его - это целый процесс, порой. А времени не всегда достаточно для этого. Артур помогал именно актерам найти точные пристройки, образы, пластику.

Как это было в «Короле Лире»? Можете на примере рассказать?

- В одной из сцен король молится. И нам нужно было придумать, как ему стать ближе к Богу. И вот в один из вечеров (была уже ночь, наверное) на площадке я, Лир и Артур. И он говорит: «Женя, а попробуйте сейчас добраться до неба. Просто берите вещи, которые помогут вам стать ближе к нему». И это сработало. Это было так точно, на мой взгляд. Как найти способ, чтобы Бог тебя услышал? Ну, наверное, стать повыше, поближе к нему. И это так помогает сейчас артисту поговорить с этим небом.

ANN_1518.jpg ANN_0441.jpg ANN_3184.jpg

Шекспир - это по любви?

- Во время лаборатории нам прислали список авторов на выбор. В нем были еще Островский, Грибоедов, Фонвизин. Просто, наверное, с Шекспиром я хотя бы приблизительно понимала, что делать. До этого ставила комедии по произведениям автора. При этом, конечно, отдавала себе отчет, что это «Король Лир». Это такая постановка, когда ты в профессии уже 50 лет и вот созрел. Я села его перечитывать. В процессе текст стал так накладываться на мои отношения с отцом, на отношения в театральном коллективе. Ведь «Король Лир» - это еще очень часто про театр, про человека, который его сколотил в свое время. История стала мне откликаться и я поняла, про что она будет. Про семью. И вот все случилось.

 ANN_0550.jpg

А только ли про семью? История ограничивается бытовой трагедией двух конкретных семей или это что-то более глобальное?

- Не знаю, насколько нам это удалось, но мне хотелось, чтобы из микромира эта история разрасталась в макромир. Начинаясь в одной столовой, в одной кухне, за столом одной семьи в Новый год, очень узнаваемой такой типичной семьи, она разрасталась бы до масштабов страны и мира в целом. А в конце схлопывалась бы за этот стол опять. Потому что если мы не едины сегодня в семьях, ну о каком дальше единстве можно говорить?

Еще про автора. В рамках «ЭХА БДФ», который на днях прошел в Нижневартовске, единственный спектакль, показанный на сцене драмы в каком-то смысле тоже был про Шекспира.

- Да, это были «Битвы по средам» Воронежского ТЮЗа.

Его герои говорят, что Шекспир учит нас быть человеком. А вы как считаете, чему он нас учит, в чем гений драматурга и вот эта бессмертность?

- Мы знаем, что когда Шекспира не стало, его театр «Глобус» сгорел, и все тексты были утрачены. Они восстанавливались по памяти артистов. К тому же, потом переводились с английского на новоанглийский, с новоанглийского на языки других стран, в нашем случае - на русский. То есть, понимаете, на самом-то деле до Шекспира дотянуться нам долго. Но что-то он такое угадал про людей еще тогда, и про их свойства, что это до сих пор живет. Угадал именно про человека.

Лет через сто он по-прежнему будет актуален?

- Думаю, да. Потому что в нем есть игровая структура. Он же жил в эпоху, когда зритель ел, пил, шутил, отворачивался, и такой гробовой тишины в залах не было. Ему надо было этого зрителя удерживать каким-то образом.

Раз про зал заговорили, как вы оцениваете реакцию зрителя во время премьерных показов?

- Я нервная женщина, не могу здраво оценивать. Слышу только, как бьется сердце (смеется). Хорошо. Вы сами были свидетелем того, как принимала публика. Пойдет?

Да, думаю, пойдет.

- Это был третий показ уже. Где-то смеялись больше, где-то меньше, на что-то больше реагировали. Мы сидели сверху с Артуром и видели, когда зажигались экраны телефонов. В такие моменты обычно думаешь: ага, вот здесь смотрят на часы уже. Но такого было немного. Конечно, любому режиссеру хочется, чтобы зритель каждую секунду был включен. Но, наверное, на сколько наработали, на столько зал и смотрел.

tEEn5usMswE.jpg

Шекспир писал тексты под свой театр и под определенную труппу. Как получилось, что роли так прекрасно легли на наших актеров?

- Можно бесконечно говорить, какой классный был кастинг, но нет. Просто у вас очень крутые артисты. При этом для Бориса Шаханина, например, эта роль на сопротивление. Для Владимира Ткаченко тоже. Просто они так быстро смогли собраться и все сделать.

Меня поражает, на самом деле, как каждый герой раскрывается. Трансформация Алены Михеевой, например, получилась очень яркой и пугающей. А вас не напугало то, что вы сделали?

- Меня всегда пугают люди, которые условно милые и пытаются со всеми быть в хороших отношениях. Все время думаю, ну так же невозможно. Не может быть, что им все нравятся. Поэтому, мне как раз кажется, что Алена здесь что-то такое очень верное нащупала. Очень страшное - вот это «в тихом омуте».

DdGsy06pZvI.jpg  

Ваш король Лир несколько отличается от оригинала. Он ведь не был идеальным отцом, а в спектакле скорее, жертва, чем виновник случившегося. Умышленно не стали показывать его самодуром?

- Да, умышленно. Во-первых, у меня ведь король Лир очень молодой, и я это понимала. Во-вторых, хотелось показать, как родительская любовь, а не самодурство портит иногда детей. Сегодня-то проблема другая, родители так залюбливают детей, что не замечают, как они становятся не очень хорошими людьми, а порой и вовсе беспомощными. Хотелось показать, как этого большого и огромного - а у меня король очень мощный просто физически - отца семейства, как его легко могут сломать вот эти дочки, которых он на самом деле просто очень сильно любит.

При этом, родители не должны выкачивать вот эту взаимную любовь. А он пытается ее купить государством, подарками. Он пытается сдаивать любовь с дочек, которую они не могут ему дать. Вообще, мне кажется, в этой пьесе все ищут любовь там, где ее нет. По линии Глостеров тоже. Только там апогеем становится превращение недолюбленного сына Эдмонда в чудовище. Такая эпоха большой нелюбви.

ew95Uh_WLsI.jpg mY646Wbd-kk.jpg

Давайте про колыбельные поговорим и про стихотворение, которое читает Елизавета Шаханина. Какой смысл вы вкладывали?

- Наверное, здесь есть тема слепоты, с помощью которой мы прозреваем, и тема вот этого успокоения. Колыбельная Бориса - это, конечно, такое ложное успокоение. Беременной женщине страшно, все вокруг суетятся. Он умело находит подход и успокаивает ее. Лизино стихотворение «Трое маленьких ежат» словно предчувствие, что втроем они больше не соберутся. Даже если она не предчувствует смерть, понимает, что эта ситуация их так разобщила, что они уже никогда не будут этими тремя маленькими ежатами.

А у вас не было соблазна сделать хеппи энд?

- Наверное, нет. Хотя, я знаю, что в девятнадцатом веке именно этот текст Шекспира сознательно переписывали. Например, Карделия выходила замуж за Эдгара, и они управляли страной. Жили долго и счастливо. Там есть еще одна сцена, когда Эдгар, Кент и выживший муж Гонерильи, герцог Альбани выходят и говорят: «...нужно что-то решать со страной». Сегодня я не знаю, как эту сцену играть, потому что не знаю, что будет дальше. Поэтому ее нет. Ну и, наверное, каждый режиссер выбирает какую-то свою линию. Для меня это король Лир, точка, три сестры. Для меня важнее именно эта линия и поэтому, как только их не стало, спектакль заканчивается.

n5w4qLuL27s.jpg tmcsT1eHhbI.jpg

Работа режиссера в том, чтобы донести свой конкретный смысл до зрителя?

- Думаю, работа режиссера заключается в том, чтобы грамотно сформулировать проблемы, которые его волнуют. Прийти к труппе и сказать: «Ребята, меня очень волнует вот это, давайте попробуем понять, как с этим жить, что с этим делать?». Для меня было здесь самым важным понять, почему у Лира такие дочери. И вопрос взаимоотношений - почему сегодня мы так близки с некоторыми людьми, с которыми нет родственной связи, а с родственниками, с теми, в ком течет та же кровь, так разобщены. Для себя я эту проблему сформулировала и предложила ребятам поразмышлять об этом. И мы размышляли. Мне кажется, задача режиссера в этом - заразить людей проблемой, которая тебя волнует.

Сейчас ответ какой-то есть у вас на этот вопрос?

- Наверное, очень важно любить. Вовремя развернуться к человеку, который рядом с тобой, и спросить его: «Что не так?». Сесть за этот пресловутый стол и поговорить. И вот если вовремя поймать этот момент, то, наверное, можно избежать такого финала. А вообще, мне кажется, что театр это всегда про любовь. Как с точки зрения темы, так и с точки зрения ситуации внутри. Вот у вас театр классный, в нем есть любовь.

На постановку ушел месяц. Это не так много. Были какие-то сложности во время работы?

- Наверное, сложно было ребятам со мной, потому что есть некоторые сцены, которые мы меняли по три-четыре раза кардинально. То есть я приносила другое решение, и Артур приносил другое решение тоже. Артисты только привыкнут к чему-то, а я говорю: «Нет, будет по-другому». И даже сегодня утром мы кое-что снова меняли. А так, было весело. Несмотря на то, что ставили трагедию, мы очень много смеялись. Много танцевали, шутили.

Есть желание вернуться? Что-то еще ставить с нашим театром планируете?

- Мы уже ведем переговоры с администрацией театра. Я очень мечтаю вернуться и поставить что-то новое. И, может быть, докрутить что-то в Шекспире. Было бы интересно посмотреть десятый, пятнадцатый спектакль. Понятно, что артисты сейчас расслабятся по поводу текста, реквизита, каких-то технических вещей и будут набирать. Интересно посмотреть, какая произойдет эволюция.

Скучать будете по Нижневартовску?

- Очень. Сегодня проснулась и поняла, что мне тяжело. Я буду очень скучать.


Досье МВ: Татьяна Родина – режиссер-постановщик, студентка 4 курса режиссерского факультета РИТИ (ГИТИС); актриса и режиссер театр «Клякса», мастерская «Ч» город Москва. Окончила МГАХИ им. Сурикова, работала театральным художником в Московских и региональных театрах. Участница и победительница режиссерских лабораторий в Омске, Махачкале, Нижневартовске.

Артур Абачараев - режиссер, заслуженный артист, лауреат Международных и Всероссийских фестивалей.


Ранее мы сообщали, что в Нижневартовском драматическом театре назвали имя актера года.


Автор(ы) текста:
Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале
Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.
Комментарии
Комментариев пока нет, вы можете стать первым, кто прокомментирует новость.
Пожалуйста, заполните все поля

Ваш комментарий успешно отправлен и будет опубликован после проверки.
Спасибо за ваше мнение!

Написать еще

Также читайте

онлайн подписка

подробнее

Не пропустите важное - в телеграм!

Подписаться