В Нижневартовске удивительное - рядом
Вы хотели бы научиться игре на органе?
У юных нижневартовских музыкантов есть такая возможность.
Четыре клавиатуры, включая ножную, две педали, несколько панелей регистров и две секции самых настоящих трубочек. Так выглядит современный электронный орган. Один такой, марки «Johannus», стоит в малом зале первой нижневартовской детской школы искусств.
Историю его появления, о том, кто играет на этом необычном инструменте и как его можно послушать, «МВ» рассказали директор ДШИ Ирина Чижевская, а также преподаватель Анна Головина.
- Ирина Вячеславовна, в Югре сегодня, по-моему, три органа - в Ханты-Мансийске, Сургуте и у вас. Как удалось заполучить, а главное, почему, ведь это далеко не традиционный для музыкальной школы инструмент?
- Вы знаете, школа наша славится своими педагогами. И не только ими - все руководители, которые работали в школе, были очень творческие, одаренные и, в то же время, заинтересованные люди, которые стремились создать максимальные условия для обучающихся. В начале 2000-х прежний директор Юрий Балахонцев проводил активную работу для того, чтобы разнообразить перечень музыкальных инструментов. Так в 2007 году в школе, благодаря спонсорской помощи, появился этот замечательный электронный орган.
Почему орган? - Потому что это необычный инструмент. Он красивый и достаточно сложный. Мы обучили педагога - Анну Борисовну, сегодня она преподает игру на органе. И в планах было организовывать концерты вот именно на этом инструменте.
- Орган - это как арбуз среди ягод - духовой в мире клавишных. К какому отделению он у нас относится?
- Музыкальное отделение, класс фортепиано. Игре на нем дети обучаются по предпрофессиональной программе. У нас есть вариативная часть этой программы. Она обязательна к исполнению, но мы сами можем ее спланировать. Поэтому в рамках учебного плана у нас раскрыт орган.
- В вариативной части дети могут выбирать вдобавок к фортепиано другой инструмент. Что у вас на выбор?
- В рамках этого учебного плана ребенок, если ему не интересен орган, выбирает дополнительные часы фортепиано. Может быть, он профессионально ориентированный - у нас такие дети ежегодно поступают в средне-специальные учебные заведения.
- Сколько сегодня у вас учеников-органистов?
- Порядка десяти детей ежегодно мы обучаем. С пятого по восьмой класс.
- Анна Борисовна, скажите, для органа обычные ноты или у него своя партитура?
- Отдельные ноты. Причем, собирала я их достаточно долго. Что-то подарила Анастасия Николаевна Сидельникова, бывшая солистка Московской государственной консерватории, когда приезжала к нам с концертами. Что-то нашла в фондах библиотек, например, библиотеки консерватории в Екатеринбурге, когда там училась. Ну и сейчас на интернет-ресурсах тоже можно найти какие-то известные произведения. Учитывая, что преподаю детям, подбираю более легкие произведения, меньшие по объему. Но, тем не менее, изыскиваем репертуар.
- Ничего нового тут не сочинили? Только классика?
- Пишут. И много пишут. Из 20-го века - тот же отец Анастасии Николаевны, композитор Сидельников. Он писал для органа достаточно много. Хватает новинок в романтической музыке. То есть не только барокко дети у меня играют. Они играют и романтику, типа Франка. Даже у Листа есть произведение для органа. Оно, конечно, очень объемное и технически сложное, но тем не менее. Бельмана играем - это тоже французский романтизм. В целом мы охватываем все века. Но основу, конечно, делаем на барокко, то есть классику, полифонию - именно баховскую, добаховскую полифонию. И детям это хорошо помогает развиваться.
- Дома-то они как занимаются?
- Дома они учат партию рук на фортепиано без применения педалей. А здесь, приходя на орган, уже учатся пристраиваться, потому что другие координационные навыки. Если мы привыкли, пианисты, играть в одной плоскости, у органиста плоскостей много. У нас три мануала, сочетания разные бывают: бывает, первый-третий, только второй, первый-второй. И это все может меняться.
- Это сложно даже на вид: три панели клавиатуры, несколько панелей регистров…
- Клавиатура - мануал (от слова «манус» - рука). У каждого мануала есть своя группа регистров. Это разные голоса. Какие-то повторяются, но, в основном, они все отличаются. Плюс еще группа регистров для педалей. Это то, где мы играем ногами. Здесь по сути та же самая клавиатура, что и на мануалах, но только она увеличенная и однотонная. Дети всегда с трепетом ждут урока, на котором мы начинаем с ней знакомиться.
В этом органе запись сэмплов настоящего инструмента. Фирма «Йоханнус» делает так все свои электронные современные органы: они приходят с оборудованием, с микрофонами в какой-то зал - в органный зал или в какую- то церковь. И каждый звук, каждую трубочку в отдельности записывают. А их в органе бывает до трехсот тысяч.
- Вы хотите сказать, что в этом маленьком инструменте те самые триста тысяч трубочек?
- У нас не триста, чуть поменьше, но да. Они записаны, и когда мастера уже потом все это умно соединяют, мы можем просто, нажимая на клавиши, услышать вот эти самые настоящие звуки органа.
- Анна Борисовна, а регистры для чего?
- Это окраска звучания голоса. Допустим, смотрите - один голос звучит. Та же высота, но на другом регистре, звучит уже по-другому, с другим окрасом. В сочетании получается разница. Может быть вот такой тромбец, он изображает язычковый инструмент. Есть у нас, допустим, регистр, который изображает старинный духовой инструмент крумхорн. У него звучание своеобразное. Есть фагот. Много разных голосов.
- У вас больше пятнадцати выпусков. Кто-нибудь из детей выбрал орган? Куда вообще с этими знаниями можно пойти?
- Орган у нас не специальность. Это вариативная часть, как второй инструмент. Дети, которые поступают дальше в муз училища, в консерватории, если там имеется орган, они продолжают его осваивать. У нас яркий пример Катя Рожновская. Она поступила в училище в Санкт-Петербурге, где вторым инструментом как раз орган, и она там продолжила. А так, в целом, эти знания, навыки просто обогащают любого ребенка. И в плане духовном, и знаний, и координации.
- Ирина Вячеславовна, как учащиеся воспринимают органную музыку?
- Для детей это всегда необычно. Но не только для них. У нас проходят сольные концерты учащихся, в том числе пианистов-органистов. Когда они от фортепиано пересаживаются за орган и начинают играть, я всегда смотрю на реакцию людей в зале. Начиная от детей и заканчивая гостями, все восторженно воспринимают. У них распахиваются глаза, они в предвкушении того, что сейчас зазвучит музыка. Когда она звучит, конечно, слушают очень внимательно. Нравится. Это же необычное звучание.
Хочу сказать, что у нас в городе есть поклонники органной музыки. Ко мне часто обращаются горожане и спрашивают, когда пройдет следующий концерт. Определенные люди, которые именно ждут такие концерты. Поэтому мы приглашаем исполнителей. Раньше была Сидельникова, сейчас она уже не концертирует в силу преклонного возраста. Ежегодно, практически, или раз в два года приезжает к нам Елена Казимиренко, музыкант из концертного зала «Югра Классик» (Ханты-Мансийск).
- Когда следующий концерт и как горожане могут послушать органную музыку?
- Последний концерт Елены Казимиренко прошел в нашей школе ровно год назад. Ближайший планируем на осень. Мы анонсируем мероприятия, размещаем афиши, уведомляем в социальных сетях.
* * *
В Югре продолжается реализация федерального проекта «Культурная среда», который предусматривает обновление материально-технической базы образовательных организаций музыкальными инструментами, оборудованием, учебной литературой. Так, в 2023 году новые музыкальные инструменты поступили в 18 учреждений региона. Годом раньше получателями проекта стали 30 школ искусств.