В Нижневартовском театре юного зрителя готовят спектакль об истории города
Мой адрес, милая, Самотлор..
Пьесу «Нижневартовск. Нефтяное сердце» (автор Анна Лифиренко), написанную специально для ТЮЗа, репетирует известный российский режиссер Иван Пачин (институт имени Щукина, курс Римаса Туминаса).
Мне позвонила директор ТЮЗа Надежда Васильева и предложила поставить какой-нибудь спектакль. А я до этого был в Нижневартовске на фестивале «Эхо БДФ», играл на сцене этого театра. Я согласился, но сказал, что мне сейчас интересны вопросы региона, чтобы в спектакле была образовательная часть, которая ведет детей не к чтению литературы, а к истории края. Мы уже сделали одну такую работу – «Детство Чайковского» в Ижевском театре кукол. Надежда Геннадьевна сказала: «Замечательно. У нас как раз есть Самотлор».
Я про Самотлор ничего не знал. Когда начали работать над спектаклем, оказалось, что никто, кроме старшего поколения, не знает. Поэтому, мне кажется, что это чрезвычайно важное дело – рассказать о Самотлоре.
- Я знаю, что у вас здесь жила тетя. Это как-то повлияло на решение и на сам спектакль?
- Когда готовишься к работе, всегда ищешь точки соприкосновения. Чем эти точки более личностные, тем лучше. Родная сестра моей бабушки Эльвира Михайловна рассказывает, что самое лучшее время ее жизни было в Нижневартовске, хотя прожила она здесь всего два года. Но она с каким-то упоением и радостью вспоминает об этом, потому что застала период строительства города.
Мы в театре занимаемся тем, чего нет. Ведем к идее, что весь мир – одна большая игра. А тут у людей была идея создать город. Когда ты попадаешь под обаяние этой идеи, светло становится. Говорят, что бытие определяет сознание. В театре наоборот: сначала ты мечтаешь, а потом создаешь. И с городом точно также. Это была именно мечта.
- Иван, вы понимаете людей, которые приехали в тайгу, где ничего кроме нефти нет и холодно, а нужно работать и обустраивать быт?
- У нас жанр спектакля «невыдуманная сказка». Конечно, мы не понимаем. И они не понимали. Когда мы собирали материал для пьесы и общались с ветеранами, они говорили: «Мы просто работали». Есть трагизм в том, что из-за работы многое было упущено. Люди клали жизни, чтобы все состоялось, чтобы страна получила столько нефти, сколько было указано в реестре.
Как мы можем это понять? Мы в театре работаем, у нас всегда тепло. А мы несколько раз слышали историю, как просыпались женщины в бараках, а у них косы к стенам примерзали. Мы касаемся идеи о том, как они хотели это создать, сколько сил моральных приложили, а физических и не оценить. Это все равно, что рассуждать насколько холодно было генералу Карбышеву.
- В чем особенность этих людей?
- Люди увидели, что их дела реальны относительно того, что они задумали. Они задумали город, и у них получилось. В этом их величие. Они творцы. Они из ничего сделали что-то. Часто ли такое удается? А сейчас они здесь же живут. И это совсем другое ощущение. Принятия, доброты. Я хожу и удивляюсь березам, которые здесь растут как по линеечке, потому что их высадили на одинаковом расстоянии (многие об этом не подозревают). Это дает удивительное ощущение, что у людей получилось.
- Вы верующий человек. Как с это позиции оценивать первостроителей? Это же покорение природы, завоевание.
- Да, мы как раз сейчас работаем над этим на репетициях. Говорим об обратной стороне, о трагизме, о том, что люди брали на себя столько, сколько можно и не брать. От того, что человек возомнил себя богоподобным и стал забирать у природы больше чем нужно, есть надорванность. Нужно найти этот внутренний баланс: брать столько, сколько необходимо. Это не только нефти касается, а вообще многих ситуаций. Это важно для всех нас.
- Вы известны как лучший в стране детский режиссер. Для кого спектакль «Нефтяное сердце»?
- Я ничего не нарушаю. Этот спектакль для детей от 10-ти лет и для их родителей. Как раз для ТЮЗа. Мы даем им темы, которые они потом могут обсуждать Сейчас тема – «как моя семья здесь оказалась». Мне кажется, что мы снимаем важный пласт: разговариваем и играем о том, как это все получилось. Это истоки, это связь поколений семьи, которая живет здесь многие годы. Ребенок посмотрел спектакль и сказал: «не они сделали», а «наша семья сделала». Такая преемственность. Это ведет к познанию себя и рода. Я ставлю это для себя задачей и пытаюсь делать.
- А есть желание поставить в Нижневартовске что-то не о Нижневартовске?
- Конечно. Но сейчас таких мыслей нет. Мы все воодушевлены и хотим сделать эту работу. А также дождаться, когда закончится ремонт театра. Кстати, тут тоже есть связь с нашим спектаклем. Когда-то ТЮЗ был клубом «Юбилейный», где на всякие мероприятия собирались первые нефтяники.
****
Напомним, что капремонт в ТЮЗе начался в январе. За год строители должны заменить кровлю, обновить фасад и все инженерные сети, установят лифт и подъемные механизмы для маломобильных зрителей. Переоборудуют и зрительные залы: для удобного просмотра спектаклей установят новые регулируемые кресла, а сценическое оборудование (верхняя механика сцены) будет полностью автоматизированной. Ремонт ведут по нацпроекту «Культура». Он должен завершиться к концу 2024 года.
А премьера спектакля «Нижневартовск. Нефтяное сердце» пройдет во время фестиваля «Самотлорские ночи» 16 июня (на сцене детской школы искусств №1).
Возрастной ценз постановки 12+.