Добрый становится добрее, злой – злей
Михаил Светашев рассказал о своей очередной поездке на Донбасс
Совсем недавно он вернулся из третьей командировки, был в отпуске. Между делом отметил юбилей. Потом с Гумкорпусом собирался поехать в Курскую область. Уже и билеты на руках были, но экстренно пришлось поменять направление.
Сегодня спецкор ОТРК «Югра» Михаил Светашев вновь в ДНР, где его уже узнают на улицах. Незадолго до отъезда он рассказал о своей предыдущей поездке и ее главных впечатлениях.
- Мы с оператором Женей Лоскутниковым вернулись 27 июля. Отработал три недели. Примерно так же, как и ранее.
- Чем на этот раз отличалась работа? Что нового увидел?
- Я побывал в новых местах. Это Запорожская, Херсонская область. Новое место базирования у Гуммиссии. Раньше она была в ЛНР, теперь переехала в Донецкую Народную Республику. Побывал в Авдеевке, опять заезжал в Бахмут. Был в Ростовском госпитале, встречался с бойцами в местах отдыха. Выезжал на передовую, в Попасной был, встречался с земляками. Пообщался с местными жителями, но не в том формате, что мне хотелось бы. Там народ скрытный.
- Почему?
- Они опасаются за близких, потому что у всех есть родственники на той стороне. Их могут преследовать украинские власти, ВСУ. Они готовы общаться, но не на камеру. Идут на контакт те, кто с 2014 года жил на территориях ДНР и ЛНР. С теми, кто недавно стал россиянами, сложнее.
- Что по ощущениям изменилось?
- Донбасс восстанавливается. Строятся шикарные дороги, инфраструктура. Встречал вартовчан, которые там работают. Вообще там есть представители всех регионов России, которые активно включились.
Попали в самую жару, +40, но ничего – справились, выжили. На нашу поездку выпал визит врио губернатора Югры, с ним поездили. Он знакомился с Макеевкой, встречался с бойцами, с командованием.
- Много материала привезли?
- Очень много. График был очень плотный: с раннего утра выезжали, возвращались поздно вечером. Хорошо, если успевали с колес какой-то материал написать и отправить. Бывало, и сил не было. Когда возвращались пораньше, два-три материала отрабатывал. Но много еще осталось, до сих пор разбираю. Вторая неделя отпуска идет, а я его все выдаю.
- Дислоцировались, как и раньше, в гуммиссии?
- Да, только в другом месте. Там же был рабочий пункт. Монтировали на ноутбуке, потом материал закидывали на телефон и отправляли.
- Ты теперь ас монтажа?
- Пришлось освоить. Некоторые вещи проще сделать самому, чем объяснять: какой кадр можно брать, какой нельзя. Там есть своя специфика: не все можно показывать. Например, определенные привязки к местности. Я это держу в голове, поэтому беру кадры, где нет опознавательных знаков или размываю их.
- Какая самая удивительная встреча была?
- Я встретил земляка из Усть-Каменогорска. Абсолютно случайная встреча. Комвзвода вез меня на передовую в Попасную, чтобы встретиться с бойцами. Пока ехали, разговорились и выяснили, что родились и жили в одном городе. Он там жил до 15 лет, потом переехал в Россию, попал под мобилизацию, сейчас командир взвода артиллерии. Сугубо гражданский специалист, занимался сельским хозяйством, внезапно стал военным.
Встречался с добровольцами. Очень мотивированные люди. Один из них, начальник артиллерийской разведки, позывной «Волк», ему 66 лет. Воюет и учится. В прошлом году получил третье высшее образование.
- Получается, они полностью втянулись в этот военный быт?
- Война ожесточает, на многое смотришь по-другому. Но тот же «Волк» (он из Сургута) добрый человек. С ним приятно общаться, есть о чем поговорить. С «Волком» служит командир разведроты, тоже интересный человек. Всю жизнь занимался охотой, дайвингом. Ушел добровольцем, нашел себя там, но остался открытым человеком. Если у человека есть стержень, он не изменится. Качества только заостряются: добрый становится добрее, злой – злей.
- Вторых тоже не мало?
- Есть, но мне такие не попадались. Видел, но не общался.
- Ты думал, как они себя будут искать в мирной жизни?
- Большинство на вопрос «о чем ты мечтаешь» отвечают: «Поскорее бы это все закончилось, хотим вернуться домой».
- Еще планируешь командировки?
- Я дал согласие на постоянную работу в корпукте компании в ДНР. Насколько я понял, меня готовы туда принять, но вопрос решается не быстро и скорость от меня не зависит.
- Тебе недавно исполнилось 60 лет. С каким настроением встретил юбилей?
- Обычно подводят итоги: прожито, сделано... Мне еще рано этим заниматься. Были обычные посиделки с родными и друзьями.
Ранее мы общались с двумя вартовчанками, побывавшими с гуммиссией в военном госпитале.