Александра Васильева: «Нужно привезти горсть земли на могилку»
Коренная югорчанка рассказала историю дяди-фронтовика и о важности сохранении памяти о нем в своей семье
Александра Васильева стала участницей лаборатории «Первооткрыватели», которая в декабре завершила свою работу в Ханты-Мансийске. Это первый проект, объединивший коренных представителей Севера и других исследователей Югры.
Александра по национальности манси. Родилась и выросла в деревне Хулимсунт Березовского района, на реке Северная Сосьва. Вся жизнь ее односельчан так или иначе связана с лесом и рекой. Много лет девушка работала госслужащим, недавно сменила сферу деятельности. Теперь она заместитель председателя регионального отделения «Движения Первых» в Ханты-Мансийске.
На фото Деревня Хулимсунт
Родовая деревня
Её папа охотник из рода Алгадьевых, мама из оленеводов Анямовых. Алгадьевы несколько веков живут в своей родовой деревне на берегу реки.
- Расскажи, а ты и твои родители ведут традиционный образ жизни?
- На нашей территории оленеводство перестало получать свое развитие в 80-х годах прошлого века, потому что оленей передали в совхоз. Наша семья занимается охотой, рыбалкой, сбором ягод и дикоросов. Мои родители и их ровесники официально работают, но и успевают совмещать традиционный образ жизни.
Отец Александры уже на пенсии. Он проработал более 30 лет на газотранспортном предприятии. Сейчас обустраивает родовые избушки и прокладывает новые пути до места охоты. Мама до сих пор работает ветеринаром в деревне. Интересно сложилась судьба, что дедушка с бабушкой Александры были одноклассниками. Её родители тоже, да и сама героиня истории училась со своим супругом в одном классе. Кстати, её муж по национальности – русский. С Александрой они растят дочь Алёну.
- Как вы совмещаете две культуры? Какую прививаете дочери?
- До брака мы оговорили все моменты и решили, что детей будем воспитывать в двух культурах. Муж — православный христианин, я – манси. Договорились, когда дочке исполнится 18 лет она сама выберет свое вероисповедание. Тем не менее, я активно привлекаю ее к нашим обрядам. Муж очень уважительно относится к нашей культуре.
Дочь Алёна на рыбалке
Дедушка с внучкой в родовой деревне
- А есть ли какие-то у вас семейные традиции?
- В конце каждого дня мы беседуем о том, что нам понравилось и что не понравилось. Важная для нашей семьи традиция – семейные субботники. Меня беспокоит тема экологии, поэтому мы регулярно принимаем участие в субботниках, как в Хулимсунте, так и в Ханты-Мансийске.
Как говорит Александра, дорога до дома долгая, с пересадками. Из Ханты-Мансийска до Советского на машине три-четыре часа, затем, когда есть зимник то еще пять часов по нему. В распутицу и летом - на вертолете, так даже быстрее.
- Когда мы приезжаем в Хулимсунт, то обязательно ездим в родовую деревню. Это для меня, как глоток воздуха. Если приехала в Хулимсунт, но не побывала в родовой деревне, то будто зря приехала. Это мое «место силы».
- Почему ты решила принять участие в таком большом проекте, как тебе формат?
- Мне понравилась содержательная часть лаборатории, решила принять участие в направлении текст. У меня уже был небольшой опыт написания рассказов, а тут предстояла работа с наставником. Я рассказала о старшем брате своего дедушки - Алгадьеве Петре Никитиче, который погиб в 19-летнем возрасте. О нем не говорилось нигде раньше. Мне было важно сохранить память о нем на бумаге.
«Дядя Петя»
Свою историю Александра представила на выставке «Архивы северного со-знания». Авторы читали сокращенные варианты своих рассказов. Многие гости, услышав историю про дядю девушки, не смогли сдержать слез.
Петр Никитич родился 100 лет назад. В 18-летнем возрасте ушел на фронт. Служил в инженерно-саперном батальоне резерва главного командования. Позже семья получила две похоронки. Его мать надеялась, что сын останется жив и произошла ошибка в документах. Но он погиб.
- Шесть лет назад благодаря оцифровке архивов Минобороны мы узнали, что его могила находится в Литве. Оказывается, он представлен к награде медаль «За отвагу». Теперь это важная страница в истории нашей семьи.
Гранитная плита в Вильнюсе, кладбище Антокальнис
- Получилось ли кому-то из родных съездить к нему?
- Тема места захоронения Петра Никитича болезненна для нас. В 90-е годы предпринимались попытки съездить туда. Но тогда не было интернета и навигаторов, родня, приехав, не нашли его фамилии. В 2018 году мы узнали координаты мемориала советским воинам и как туда добраться. Моя тетя получила визу. В 2021 году она должна была заехать в Европу через Чехию. Но началась пандемия, границы закрыли, ей пришлось вернуться в Россию. Она брала с собой горсть родной земли, хотела увезти её на могилку. Это была ее большая мечта. Но случилось так, что она заболела ковидом и умерла. Из нашей семьи так туда никто и не попал.
Александра признается, что теперь эта миссия нового поколения. И нужно завершить начатое дело.
- А ты сама планируешь съездить к дяде?
- Я мечтаю с дочерью это сделать. У меня есть душевная тревога о том, что никто из нас туда не попал. Мне очень хочется увезти туда горсть земли из родовой деревни и кусочек чаги. Очень хочется попасть на могилку. Если там встретятся какие-то добрые люди, которые ухаживают за ней, поблагодарить их.
Героиня планирует дальше изучать историю своего дяди и всей семьи. Она хотела бы запечатлеть какие-то черты лица, характера. По планам поднять армейские архивы, подробно их изучить, найти фотографии. Вместе с бабушкой Александра больше 10 лет занимаемся изучением рода. Они собрали древо семьи, в нем более 500 персон. Именно из судеб таких людей формируется история рода и края.
- Помню, ты говорила, что у вас есть уголок дяди Пети в доме?
- В нашей родовой деревне есть святой угол. Он расположен в левой части дома. Там хранятся сакральные предметы, рядом висит зеркало, есть стул и стол. Все эти предметы изготовлены дядей Петей. К ним в нашей семье всегда особое - бережное отношение.
На фото дом бабушки героини
Наградной лист Алгадьева П.Н.
Лаборатория сближает
На проекте Александра познакомилась со своим родственником Дмитрием Слободсковым. Совершенно случайно они оказались на одном направлении «текст».
- Мы не были знакомы. Вместе шли на обед, и он спросил, с Хулимсунта ли я. Оказывается, у него там есть родственники Алгадьевы. Я поняла, что эта история требует разгадки. Год назад я читала «Книгу памяти» Березовского района и увидела информацию о ветеране Великой Отечественной войны с фамилией Мурдасов. В последнем предложении статьи говорилось, что его родственники живут в нашей родовой деревне. Я понимаю, что там никакие другие фамилии не жили. Нашла имя автора этой заметки и ее телефон. Но стеснялась позвонить. Оказалось, что это номер Диминой мамы. У нас есть общие корни. И эта история, следующее мое исследование.
Участники с наставником лаборатории в направлении "текст"
Рассказ «Дядя Петя» призывает читателя обратиться к истории своей семьи. Александра уверена, что в каждом роду есть свой фронтовик, жизненная летопись которого не раскрыта. Она достойна того, чтобы быть рассказанной.