Жители вызывают: как часто главы городов Югры ведут личные приемы?
Глава Нижневартовска Дмитрий Кощенко провел 50 личных приемов граждан

Наверняка многие из наших читателей хотя бы раз в жизни, но общались с чиновниками. Большими, маленькими, средней руки. И мало кто получал от этого общения удовольствие.
Чиновникам необходимы новые правила коммуникации с населением, считают многие югорчане. В редакцию «МВ» не раз обращались читатели, сообщая о том, что ответы на их запросы изобилуют шаблонами и канцеляризмами, и порою не содержат необходимой информации. Из-за подобных ответов у человека складывается вполне оправданное впечатление, что отвечает им не специалист, подсказывающий алгоритм действий, а система, основная функция которой - выгрузка нужного фрагмента из нормативно-правовых актов.
Между тем, губернатор Югры Руслан Кухарук ориентировал окружное правительство и администрации муниципальных образований на совместную работу, для того чтобы вместе решать вопросы, которые беспокоят людей.
«Мы должны создать условия для того, чтобы муниципалитеты развивались, чтобы запрос, который есть у жителей, был все-таки реализован. Их предложения, а они касаются и качества жизни, и создания новых условий, должны быть реализованы. И не раз я уже говорил о том, что многие проекты, которые сегодня должны быть реализованы, запущены или перезагружены, должны реализовываться вместе муниципальным, окружным и региональным уровнем власти», — сказал руководитель региона, например, по итогам рабочей поездки в Пыть-Ях.
Губернатор Югры подчеркивает, что для него приоритетом является мнение людей. Напомним, что он встретился с жителями 22 муниципалитета округа.
А следуют ли его примеру главы городов? Это мы и решили выяснить. Остановились на нескольких муниципалитетах. Точнее, трех – Нижневартовске, Мегионе и Лангепасе. Только факты. Анализ за 2024 год.
Нижневартовск
В прошлом году должностными лицами администрации города проведено 249 личных приемов граждан. Для сравнения: в 2023 году их было 156, в 2022 году – 130. Главой города Дмитрием Кощенко (в соответствующие периоды – исполняющими обязанности главы) проведено 50 личных приемов, в ходе которых принято 76 заявителей.
ТОП – 3 наиболее частых обращений
1. комплексное благоустройство, строительство, реконструкция дорог, содержание транспортной инфраструктуры;
2. предоставление субсидий на приобретение жилья для военнослужащих и членов их семей;
3. социальное обеспечение, социальная поддержка и социальная помощь семьям, имеющим детей, в том числе многодетным семьям и одиноким родителям, гражданам пожилого возраста, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, малоимущим.
Как показала практика прошлого года, жители, чтобы отправить обращение (вопрос) чиновникам чаще всего используют электронный формат.
В 2024 году в адрес администрации города и ее должностных лиц поступило 5 837 обращений, из них в электронном виде – 4 800 (82,2%), в том числе 1 531 обращение поступило посредством «Интернет-приемной».
Здесь тематика вопросов иная. Самыми часто встречающимися обращениями стали: «Уборка снега, опавших листьев, мусора и посторонних предметов», «Нарушение правил парковки автотранспорта, в том числе на внутридворовой территории и вне организованных автостоянок», «Содержание общего имущества (канализация, вентиляция, кровля, ограждающие конструкции, инженерное оборудование, места общего пользования, придомовая территория)».
Как сообщил заместитель главы города Виктор Мыльников, в 2025 году планируется проведение прямых эфиров с жителями города и участием главы Нижневартовска. В настоящее время обсуждается их периодичность и формат. А вот это интересно, так как Дмитрий Кощенко очень редко выходит в прямой эфир.
Зато, в 2024 году побывал в 40 рабочих поездках по городу. В наступившем году эта практика будет продолжена.
МЕГИОН
Глава Мегиона Алексей Петриченко, как нам удалось выяснить, не только проводит прямые эфиры, личные приемы, но и встречается с жителями. В городе около восьми лет реализуется проект «Решаем вместе». В рамках проекта два раза в год проводятся открытые зальные встречи главы города с жителями Мегиона и пгт. Высокий, входящего в состав муниципалитета.
Важно, что подобные встречи широко анонсируются. Кто хочет – может прийти. Во время встречи глава города, как правило, рассказывает об итогах работы администрации за отчетный период, озвучивает приоритетные направления работы на предстоящий период и отвечает на вопросы горожан. А они, как понимаете, бывают разные. В течение 2024 года было проведено 4 таких встречи, в ходе которых мегионцы задали более 150 вопросов.
Глава города также проводит «прямые эфиры», как на личной странице в социальной сети, так и на официальном сайте администрации города (с трансляцией в официальных группах администрации города во ВКонтакте). В 2024 году проведено 6 прямых эфиров.
Кроме того, каждую неделю глава города совместно с руководителями учреждений, общественниками и депутатами, представителями МЦУ города посещает один из микрорайонов, общается с жителями, обсуждает интересующие их вопросы. Этот формат, который назвали «Маршрут построен» сразу завоевал популярность.
С начала запуска проекта состоялось более 40 рейдовых мероприятий (на основе сообщений в социальных сетях главы).
«Со своей стороны администрация города создает условия для того, чтобы не только максимально оперативно (если это возможно) решить ситуации по поступающим от граждан сообщениям, но и расширить возможности и каналы обратной связи, чтобы мегионцам было более удобно взаимодействовать и коммуницировать с органами власти. Сообщений поступает действительно много. Среди них не только сигналы на конкретные проблемные ситуации, но и пожелания по улучшению жизни в городе. Благодарен всем, кто вносит конструктивные замечания и предложения. Все они принимаются в работу, позволяют принимать взвешенные решения на основе мнения жителей, формировать комплексную оценку проблемных ситуаций. Намерены и в дальнейшем выстраивать диалог с населением с позиции равноправного участника процесса, заинтересованного в развитии муниципалитета», - прокомментировал глава города Мегиона Алексей Петриченко.
ЛАНГЕПАС
Прямо сейчас на страничке в ВК «Администрация города Лангепаса»
проходит интересный опрос, где жителей просят оценить уровень информационной открытости органов местного самоуправления. 22 января его участниками стали чуть больше 20 человек, а подписчиков у этой группы больше 6 тыс. человек.
Интересно: почему люди, так не охотно участвуют в опросе? Но, если верить предварительным цифрам опроса, то свыше 50 %
считают, что уровень информационной открытости – высокий.
Противоположной точки зрения придерживаются чуть больше 13 %.
На официальном сайте города еще нет ежегодного отчета главы города, так что воспользуемся данными прошлого года, из которого следует, что в 2023 году главой города Лангепаса было проведено 147 встреч с населением, руководителями учреждений, предприятий и организаций города, предпринимателями, спортсменами, с представителями общественности и общественно-активной молодежью города.
«Для более оперативной и чёткой отработки запросов со стороны лангепасцев, с 2021 года в структуре администрации города Лангепаса ведет свою деятельность отдел обратной связи с населением. Задача структуры – координировать деятельность по сбору, мониторингу и обработке обращений и предложений лангепасцев, поступающих из самых разных источников. Главный упор сделан на работу с обращениями по социально значимым направлениям», - говорится в отчете.
С 2022 года на базе отдела обратной связи с населением администрации города Лангепаса действует Муниципальный центр управления, который является межведомственной рабочей группой, осуществляющей функции единого центра обработки сообщений и обращений, поступающих в администрацию города Лангепаса и подведомственные ей учреждения и организации.
Обращения граждан, поступающие в письменном виде, на личных приемах главы города и его заместителей, через сайт, либо на электронную почту администрации города, рассматриваются в течение 30 дней.
За 2023 год поступило 969 официальных обращений. Уменьшение к аналогичному периоду прошлого года составило 6% (2022 год – 914).
А вот информацию про прямые эфиры в отчете мы не нашли.
***
Даже по этим трем муниципалитетам картинка вырисовывается неоднозначная. Обращения есть. Люди надеются и верят, что чиновники решат их проблемы. Но, как показала практика, не все готовы проводить прямые эфиры по наболевшим вопросам и приглашать горожан на «большие» встречи на площадках, где могут собраться сотни человек для обсуждения той или иной темы.
Рейтинг «МВ» по обратной связи с населением
I место – Мегион
II место – Нижневартовск
III место – Лангепас.
Мы обязательно продолжим тему.
Ранее мы сообщали, что в первую пятерку рейтинга Агентства стратегических инициатив по качеству жизни вошла Югра.