Погода:
Облачно -2° – +1°
Облачно +2°
Снег
16+
Радио-Югра | Нижневартовск 105.9
Загрузка проигрывателя…
99.9341 94.0742 90.10
22 : 35 16 апреля 2024
/ Не лыком шиты

Не лыком шиты

23 августа 2023, 15:32
1234
-
Любой, даже самый крошечный ребенок - уже исследователь. То, на что мы смотрим привычным взглядом,  для них целое открытие. Распускается цветок, заходит солнце, птицы вьют гнезда.
Взрослых теперь сложно чем-то удивить, а дети даже в обычной жестяной банке видят робота, а из коры дерева могут сотворить настоящее произведение искусства. Это доказали и участники традиционного фестиваля «Грани познания», который завершился в Нижневартовске. Самые неугомонные, творческие мальчики и девочки 1-4 классов презентовали любопытнейшие проекты.
Польза любви
Третьеклассница Арина Новикова из второй гимназии… влюбилась. Произошло это во время занятий в фольклорной школе «Отрадушка», когда она впервые увидела игрушки и лапти из лыка.
- Они так необычно «сладко» пахли, притягивали к себе, хотелось взять каждую плетеную вещь в руки и не выпускать, - вспоминает девочка. - Тогда и подумалось: а из чего это сделано, для чего? Решила узнать.
Первым делом после такого «знакомства» спросила у мамы, что та знает. Мама и рассказала, что лапти и многие игрушки раньше на Руси делали из лыка, то есть коры дерева. А куколки из нее - это не простые игрушки, а обереги, которые защищают человека от несчастий. «А как из коры плести? И как кукла может защитить от несчастий?», - задалась очередным вопросом любопытная девчушка. И для того чтобы найти ответы, обратилась к дополнительной литературе, поискала информацию в интернете.
- Как же много нового я узнала! Мне захотелось поделиться этими знаниями с одноклассниками. Но я засомневалась: а вдруг они все это уже знают. Тогда с помощью классного руководителя Ларисы Антоновны провела опрос среди ребят. Оказалось, что из 26 человек лишь 9 слышали про лыко.
Так и пришла идея создать проект для «Граней познания» и восполнить пробел в знаниях своих одноклассников.
- Мой проект называется «Чудо лыковое», - рассказала нам девочка. - Когда я читала про этот материал, чудесный по-настоящему, узнала, что куклы из него были популярны в каждом крестьянском и барском доме. Игрушки, обереги, развлечение и талисман - все было в этих простых формах, доступных для изготовления даже детям. Увлекшись традиционной русской куклой: барышнями-столбушками, солнечными лошадками и душистым лыком, я их так полюбила, что решила поделиться своей любовью со всеми и познакомить с историей одной лыковой куклы.
Арина, конечно же, научилась делать такую куклу сама и даже научила этому своих одноклассников. Ее старания высоко оценило жюри фестиваля: талантливый ребенок стал лауреатом первой степени. Эксперты отмечают, что такие игрушки имеют особую эстетику и развивают воображение школьников.
- Очень хочется верить, что нынешний всплеск интереса к русским народным промыслам никогда не угаснет, - говорит учитель Гимназии №2 Лариса Пинтус, под началом которой и создавала проект третьеклассница. - Думаю, что настало время возрождать традиции, чтобы  открыть свой внутренний потенциал, выпустить в окружающий мир тот дух творчества, любви и свободы, что исстари обитает в нас.
Есть в работе над проектом и еще один важный смысл, отмечает Лариса Антоновна. Работа позволила, пусть пока  лишь отдельно взятому классу, изучить историю, культуру, быт, традиции русского народа. Кроме того, уверена педагог, такая работа учит видеть красоту, дает понимание, насколько важно сохранить национальную культуру с учетом славянских традиций.  
Маленький робот и большая мечта
Все знают сказку «Волшебник Изумрудного города» Александра  Волкова.  Сказка про девочку Элли, про то, как ее домик ураган унес в волшебную страну, как она нашла себе новых замечательных друзей: Страшилу, Железного Дровосека  и Льва. И главное про то, как она помогла своим друзьям, а они ей.
Когда Саша Паранин, второклассник из 18-й школы, прочел сказку, то подумал: как здорово делать добрые дела для своих друзей, для тех, кто нуждается в нашей помощи. И мальчику самому захотелось сделать что-то хорошее:  
- Я обещал своему дедушке Ване, когда вырасту, сделать робота, который будет за него колоть дрова - он уже старый и ему тяжело делать это самому, - рассказал парень. - Пока же не вырос, решил изготовить маленькую модель своего будущего робота - Дровосека. И еще у меня была цель доказать, что робототехника не просто игра, а серьезное занятие, которое может в дальнейшем стать профессией.
К созданию проекта, который стал лауреатом второй степени «Граней познания», Саша подошел тоже серьезно, изучил много литературы. В одной из ставших любимой книге «Роботы будущего» нашел историю возникновения роботов.
- Роботы ассоциируются у большинства людей исключительно с новыми технологиями, а ведь идее создавать машины, подобные людям, уже сотни лет. Существа, напоминающие современных роботов, можно найти даже в мифологии и литературе. Например, в поэме «Илиада» Гомер пишет о золотых служанках, созданных покровителем кузнечного мастерства, богом огня Гефестом.
Мальчик узнал о разновидностях роботов, из чего состоит корпус, откуда берется энергия для движения «железного человечка», как им управлять, изучил виды механизмов.
- Для меня любое конструирование роботов - это не сборка по инструкциям, я люблю придумывать, каким будет мой робот, сам, - говорит юный изобретатель. - Для изготовления моего понадобились лишь металлическая банка из-под кофе, двигатель из конструктора, проволока, пенопласт и салфетка для украшения.
Потребовались Саше клей, паяльник, канцелярский нож, ножницы и, конечно, помощь папы. В итоге получился робот - Дровосек, который работает от мельницы.
- Александр хочет, чтобы его увлечение стало профессией, но если он и не станет конструктором, навыки, приобретенные при занятиях робототехникой, обязательно пригодятся ему в дальнейшем: и в учебе, и в работе, - уверена Наталья Кудрина, учитель начальных классов школы №18, под чьим чутким руководством мальчик воплотил в жизнь свою мечту.
- У меня очень много идей, связанных с робототехникой, и поэтому я завел специальную тетрадь, куда записываю роботов, которых придумываю, но которых пока нет возможности собрать из-за недостатка каких либо средств или деталей. Но я обязательно их соберу, мне ведь всего восемь лет, представьте себе, сколько смогу всего успеть!
От проекта - к великим открытиям
Проектная деятельность актуальна сегодня во всех сферах. К примеру, Федеральный государственный образовательный стандарт - ФГОС  предполагает не просто давать знания, а выявлять и развивать творческие и познавательные способностей детей, подталкивать и поддерживать идеи через проекты. Такой подход позволяет школьникам воплотить в жизнь свои самые смелые задумки, какими бы странными ни казались они нам, взрослым. Если ребенок считает, что это важно, нужно поддержать.
Сегодня в Югре создаются все условия для того, чтобы дети росли инициативными, мыслили нестандартно, научились работать не по шаблону.
Например, в начале сентября в Радужном начал свою работу пятый по счету в округе детский технопарк. Он ведет образовательную деятельность в формате небольших интенсивов, дней открытых дверей и воркшопов. Здесь юные умы могут на практике опробовать предлагаемые направления и определиться с выбором наиболее подходящего. Проект «Кванториум» в том числе направлен на достижение целевых показателей национального проекта «Образование». К 2020 году в нашем регионе планируется повысить охват школьников программами научно-технического направления до 20 процентов. На таких базах дополнительного образования будут развивать в подрастающем поколении навыки программирования, прототипирования, 3D-моделирования. Стоит добавить, что появится технопарк и в Нижневартовске. Уже к концу этого года завершится конкурс на лучший эскизный проект «Детского технопарка «Кванториум».
В целом же по стране за три предстоящих года за счет расширения сети детских технопарков, кванториумов, центров цифрового, естественно-научного, гуманитарного развития будет создано до миллиона новых мест в системе дополнительного образования. В Югре уже сегодня более 227 тысяч югорских детей в возрасте от 5 до 18 лет занимаются по программам допобразования и спортивной подготовки. Это 78,5 процента от общего числа. Кстати, добиться такого показателя удалось благодаря в том числе и введению системы персонифицированного финансирования с помощью сертификата: им воспользовались более 40 тысяч детей, при этом 3200 отнесли сертификат негосударственным поставщикам таких услуг.
Теги статьи:
-
Автор(ы) текста:
Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале
Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.
Комментарии
Комментариев пока нет, вы можете стать первым, кто прокомментирует новость.
Пожалуйста, заполните все поля

Ваш комментарий успешно отправлен и будет опубликован после проверки.
Спасибо за ваше мнение!

Написать еще

Также читайте

онлайн подписка

подробнее

Не пропустите важное - в телеграм!

Подписаться