Погода:
Снег -4° – -1°
Снег
Снег -3°
16+
Радио-Югра | Нижневартовск 105.9
Загрузка проигрывателя…
100.2704 92.5919 86.09
16 : 55 28 марта 2024
/ Приходите в театр на огонек

Приходите в театр на огонек

23 августа 2023, 15:32
1163
-
Фестиваль «Северные встречи» завершился неделю назад. Его участники разъехались по всей России,
а кто-то подался и дальше. Некоторые уже играют спектакли на других фестивалях. Но это иная история. Нас же интересует наша, северная. Праздник позади, но остались впечатления, мнения, оценки. Ими сегодня и поделимся.
Говорят, что название нашего фестиваля «Северные встречи» объединяет в себе лед и пламя. Сами понимаете, какое слово за какую стихию отвечает. Но одно другому не мешает и не приводит к конфликту. Разве только в спектаклях, которым без него никак. Чем сильнее морозы, тем приятнее встречи. На этот раз, правда, с морозом не повезло, но фестиваль вновь удался.
В городском драмтеатре и так чувствуешь себя, как у теплого камина. Причем у постоянных зрителей есть у этого камина любимые места и трещинки на кирпичах, которые, конечно, что-то обозначают. В нашем индустриальном городе не так много очагов притяжения. Этот один из главных.
Проводить международный фестиваль само по себе дорогого стоит. А ведь нужно еще держать уровень и удивлять зрителей. На этот раз, мне кажется, программа была не самая очевидная, но самая взрывная. Тут и Пушкин на французском языке, и индийский театр, и спектакли, которые немного не дотянули до «Золотой маски».
Как старого друга, радостно было увидеть Боба Дантонеля. В предыдущий раз он приезжал в Нижневартовск в 2013 году. Еще немного, еще чуть-чуть, и его лицо, наверное, можно помещать на эмблему «Северных встреч». Чаще Боба, кроме нижневартовцев, на фестивале не играл никто. И пусть ему вновь досталось от критиков, но он подарил форуму свой французский шарм и улыбку. Когда их не было, становилось прохладнее.
Очень понравились молодые питерские ребята из театра «Цехъ», выпускники курса Анатолия Праудина (спектакль «Точки на временной оси»). Вот так, на щелчок менять предлагаемые обстоятельства - это школа, это мастерство. Спектакль-концерт «Клавдия Шульженко. О жизни и любви» глубже всех прочувствовал наш коллега Костя Щербина. Так неожиданно, но он два часа (с антрактом) еле сдерживал слезы и подпевал актрисе Юлии Асоргиной. Так знакомы оказались строки и дороги переживания.
На этот раз к нам в гости пожаловала старейшая русская сцена - академический театр имени Федора Волкова (Ярославль). Правда, спектакль «Пилорама+» нетипичный для волковского театра, но очень наш, очень русский. История пацана с «чеченской дырой» в голове и навязчивой манией любви буквально вдавливает зрителей в кресла, а кого-то и размазывает эмоционально, даже физически. Через 20 минут после спектакля приятный парень протягивает руку, представляется - Виталик. Очень просто, без наворотов. Виталий Даушев - хороший молодой артист, недавно в театре сыграл Хлестакова в «Ревизоре» (чем, кстати, не кичится). Его фестивальный спектакль уже два года идет по стране, чуть было не попал в номинацию на «Золотой маске». Сегодня он потряс нижневартовцев.
Впрочем, были на фестивале открытия и для маститых, видавших виды критиков. Спектакль музыкально-драматического театра имени Тухфы Фазыловой (Таджикистан) «Кори-Ишкамба» единодушно признали светлой радостью и шагом к утраченному площадному народному театру. В последний раз в глобальном масштабе его удалось воскресить Луиджи Стреллеру в «Пикколо ди Милано» более полувека назад. Сейчас на международном уровне зачтена попытка молодых и амбициозных ребят из города Канибадама. Теперь они отправятся в турне по фестивалям. Но как истинно благодарные восточные люди будут помнить, что старт взяли именно в Нижневартовске.
В день закрытия театральный критик Нина Мазур назвала уходящий фестиваль «юным». А мне (напротив, но не вопреки) показалось, что мы взрослеем, мудреем на «Северных встречах». Впрочем, эти морщинки и сединки дорогого стоят. И, конечно, мы прирастаем людьми, друзьями. У меня в Фейсбуке почти в полном составе ребята из Таджикистана и отличная питерская актриса Юля Гришаева (театр «Цехъ»). Нужно еще поискать Виталия Даушева. Будем держать связь.
Главное подбрасывать дрова в камин.
«Северные встречи» - чистая радость
Театровед и критик Нина Мазур - один из лучших в мире экспертов по спектаклям малых форм. В год она посещает 30-40 фестивалей, поэтому ей есть с чем сравнивать. К тому же Нина обладает талантом очень оперативно давать точное определение увиденному. Недолго задумывалась она и на этот раз.
- Фестиваль был юным. Обычно, если фестиваль проходит раз в два года, то ему быстро становится немало лет, и организаторы становятся старше и старше. Тогда теряется юное очарование. Очевидно, что в организацию этого фестиваля было вложено столько души, что он обрел человеческие качества.
А у человека душа состариться не может. Вот и оказывается, что этот фестиваль молод вне зависимости от возраста.
- Чего вы вообще ждете от фестивалей?
- Я жду праздника. Я воспринимаю жизнь как радость. Фестиваль для меня - концентрированное выражение радости. Скажите, когда человек может прожить не одну жизнь, а несколько? Ведь мы пытаемся совершенствовать свою душу от первого вздоха до последнего выдоха. А для этого нам нужно прожить не одну жизнь, а много. Что, как не фестиваль, может дать нам такую возможность. Несмотря на то, что критики работают на фестивале, отсматривают спектакли, я воспринимаю это как чистую радость. И «Северные встречи» таковы.
Ваш фестиваль, как городской романс
Владимир Баскин - известный российский композитор. Он автор сразу нескольких популярных мюзиклов, которые идут сейчас на российских сценах. Впрочем, и для Нижневартовска он человек свой. Владимир писал музыку для нашего театра, когда нынешние актеры еще не вылупились из «Скворешника», то есть это давняя творческая дружба. А вот на «Северных встречах» Баскин впервые, поэтому впечатления самые свежие.
- Замечательный фестиваль. Здесь домашняя атмосфера, что очень важно. Я не люблю официоза, люблю, когда все делается для зрителя. Очень сильные критики. Идет разговор конструктивный. У нас был спектакль, мы прекрасно поговорили, обменялись мнениями, были советы. Все очень доброжелательно.
- С каким музыкальным жанром вы бы сравнили фестиваль?
- Это городской романс. Здесь хочется услышать гитару, взять сигару, присесть у камина - интимная домашняя атмосфера.
Работа на город
О спектаклях нашего театра мы поговорили с критиком Владиславой Куприной. Завлит МТЮЗа и преподаватель ГИТИСа - с некоторых пор частый гость в нашем театре, поэтому отлично знает труппу и ее возможности.
- Спектакль «Ведьма» на меня произвел серьезное впечатление - смелый для театра шаг и не совсем зрительский спектакль. Это не «я сейчас расскажу вам историю», это сложнее устроенный текст. Он не идет из точки А в точку В, а кружит вокруг одной проблемы. Но она большая и глубокая - распадение человека на две ипостаси, на телесную и социальную. Это здорово пластически сделано, очень смело. И страшно по-настоящему, как людей крутит тело, как они детерминированы телом. Театр обычно любит говорить про духовность, поэтому смелое решение - выпустить такой спектакль. Там замечательные актерские работы Виталия Шемякова и Алены Михеевой - яркие и очень театральные. Это широкий театральный жест, крупные оценки внутри какого-то очень тихого и сложного разговора. Это большие работы, хотя актеры ничего вроде бы не делают. Но тем сложнее задача - быть выразительными в минимализме. Быть красивыми, сильными, страстными. Или напротив подавленными.
- С «Супругой» сложнее?
- Да, мне показалось, что спектаклю нужно вставать еще на ноги. Пока монотонно существует артист. Ему задается эмоция, он ее подавляет. Потом она им овладевает, и он существует на грани истерики, которая сейчас выплеснется. Для спектакля этого мало. Но там есть замечательные вещи, которые всегда работают в театре. Это когда слова и действие расходятся. Когда он говорит ей «уходи», а сам тянется к ней, гладит, трогает. Из таких вещей высекается боль, смысл, когда у человека расходится внутреннее и внешнее состояние. В этом спектакле нужно нарабатывать такие вещи. Там есть любовь. Она сломана, разрушена, но она есть. Невозможно на одном оскорблении существовать. Спектаклю нужно вырасти. Думаю, через год это будет иной спектакль.
- Что скажете о труппе нашего театра?
- Труппа рабочая, сыгранная. Все со всеми поиграли. Каждый фестиваль, каждая лаборатория, каждое обсуждение поднимают уровень профессионализма. Фестиваль - это работа театра, направленная внутрь. Артисты видят новые способы, другой язык, других режиссеров. Нижневартовск размыкается в этот момент. Это большая работа на город, потому что потом он получает артистов, у которых добавилась половинка краски, половинка осознания.  
Автор(ы) текста:
Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале
Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.
Комментарии
Комментариев пока нет, вы можете стать первым, кто прокомментирует новость.
Пожалуйста, заполните все поля

Ваш комментарий успешно отправлен и будет опубликован после проверки.
Спасибо за ваше мнение!

Написать еще

Также читайте

онлайн подписка

подробнее

Не пропустите важное - в телеграм!

Подписаться