Погода:
Ясно -2° – +3°
Дождь +1°
Дождь +2°
16+
Радио-Югра | Нижневартовск 105.9
Загрузка проигрывателя…
99.7934 93.5891 90.45
18 : 47 16 апреля 2024
/ Дом,обращенный к солнцу

Дом,обращенный к солнцу

23 августа 2023, 15:32
1400
-
На первый взгляд эта школа похожа на все другие. Тот же гвалт на переменах, та же сосредоточенность на уроках и веселая кутерьма в столовой, потерянные дневники и первая влюбленность, строгие учителя и родительские нотации.
Но стоит побыть здесь чуть дольше и начинаешь понимать, что различие все-таки есть. Казалось бы, немножко меньше суеты, и нет страха, что снесет тебя на перемене бесшабашной ребячьей лавиной. Звуки потише, краски мягче, и сведены к минимуму раздражающие факторы.
Не обмануть, не предать
- Наша задача - сделать все, чтобы создать детям комфортные условия, - говорит и.о. директора Нижневартовской школы для ребят с ограниченными возможностями здоровья №2 Оксана Мальцева.
Вот уже 30 лет здесь учатся дети с задержкой умственного развития и расстройством аутистического спектра. Многие - с первого по двенадцатый классы, но есть и такие, кого переводят из общеобразовательных школ.
- Такие дети намного добрее и доверчивее остальных, - отмечает Оксана Павловна. - Они беззащитны перед миром, перед взрослыми и сверстниками. И для нас, наверное, самое страшное - обмануть это доверие хотя бы в мелочах.
Особенно сложно в этом плане с детьми, приходящими учиться в среднее звено. Им однажды уже пришлось пережить предательство, когда их выпроводили из «нормальной» школы.
Школьная «скорая»
Детство - это время, когда дети учатся общаться, определяются со своей ролью и местом в обществе, сталкиваются со множеством сложностей и препятствий. А что уж говорить об особенных детях, которым все это дается вдвойне тяжелее. Тут на помощь приходят педагоги-психологи, которые призваны максимально сгладить их разногласия с окружающим миром.
- У нас очень сильный и квалифицированный педагогический состав, - подчеркивает Оксана Мальцева. - Работают 78 педагогов, все они имеют дефектологическое образование. Практически у всех - первая и высшая квалификационные категории. Мы регулярно проводим аттестацию, повышаем квалификацию, стараемся совершенствовать педагогическое мастерство.
Психологи - первые, кто приходит на помощь детям и их родителям. Во второй коррекционной - это Наталия Гавриленко и Лидия Помазкина. Именно они - главные в школе по проекту психологического сопровождения развития образовательного  процесса «Сопровождение». Его суть в том, чтобы обеспечить детям физическое, психологическое, нравственное и социальное здоровье.
- В этом контексте психологическое сопровождение образовательного процесса выступает в качестве неотъемлемого элемента образовательной системы, без которого невозможно достижение позитивных результатов, - пояснила заместитель директора Елена Хадаева. - Целью этого проекта прежде всего является обеспечение эффективного психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса, будь то ребенок, его родители или учителя, и создание комфортного эмоционально-психологического климата как необходимого условия для успешного обучения.
Особое внимание
Дети с РАС в Югре всегда были предметом особой заботы. Несколько лет назад наш регион стал одним из первопроходцев, где приняли концепцию комплексного сопровождения людей с расстройством аутистического спектра. Проект комплексного сопровождения молодых инвалидов с РАС заместитель губернатора Всеволод Кольцов представил в Министерстве труда РФ, где округ получил высокие оценки за работу.
- Наши ученики на базе школы получают первичную профессиональную подготовку, - рассказала и.о. директора учреждения. - Мы обучаем их азам столярного, слесарного, швейного дела. Есть  у нас маляры и вышивальщицы. Нужно сказать, что согласно национальному проекту «Образование» с 2023 года список профессиональных профилей, по которым мы будем готовить выпускников, пополнится новыми специальностями. Задача нашей школы не просто дать детям образование, но подготовить их к самостоятельной жизни. Это касается прежде всего детей с расстройством аутоспектра.
Нужно отметить, что в этой школе детям не просто дают профессию, им помогают трудоустроиться. Так, с 2004 года заключено соглашение о социальном партнерстве с Нижневартовскстройдеталью, где ребята сегодня проходят практику на настоящих строительных площадках, куда многие из них по окончании школы приходят работать.
- Помимо этого дети, у которых небольшая форма расстройства здоровья, поступают в строительный колледж, где осваивают, например, профессию повара, - поделилась Оксана Мальцева.
Этот опыт высоко оценен на всероссийском уровне. Нынче наше учебное заведение вошло в сотню лучших школ России с проектом по организации и перспективам развития системы профессионального образования.
Ну, а пока дело не дошло до выпуска, в школе для ребят оборудованы комнаты Монтессори, сенсорной интеграции и психологической разгрузки, включающие в себя проекторы специальных эффектов, световые трубки, фиброоптические волокна, мерцающие бассейны, генераторы запахов, различные световые, звуковые и тактильные настенные панели для проведения разного рода психотерапевтических занятий.
Кто молодцы? Мы молодцы!
Сегодня школа обладает необходимой материально-технической базой, позволяющей успешно вести образовательный процесс. Здесь есть все необходимые пособия и литература, компьютеры и специальные средства обучения. В спортивном зале стоят тренажеры, какие найдешь не в каждом фитнес-клубе. Тем не менее уже сегодня школьное руководство составляет планы на 2023 год, когда начнется финансирование в рамках нацпроекта.
- Нужны интерактивные доски, - говорит Оксана Павловна. - Современные компьютеры в кабинет информатики. А в идеале - новое здание.
Слова о новом здании были сказаны в полушутливом тоне, но его актуальность очевидна. Сегодня в школе обучается 402 особенных ребенка, в прошлом году их было 367. Потребность в ученических местах растет ежегодно, в том числе и за счет приезжающих в Нижневартовск из других регионов. Набор в школу ограничен - особенных детей в классах не может быть много. Вот и образуется очередь. А дополнительное здание могло бы расширить возможности, позволив разделить младшее и старшее звенья.
- У нас запись в школе начинается с 1 февраля, и заканчивается, как правило, еще до конца месяца, - поделилась и.о. руководителя учреждения.  
Но это все мечты и перспективы, а сегодня школа живет богатой, насыщенной событиями жизнью, в которой есть семинары, конференции и конкурсы. Так, в этом году на базе школы №2 был проведен первый этап регионального чемпионата для людей с ограниченными возможностями «Абилимпикс».
За последние несколько лет трое педагогов второй коррекционной стали победителями окружного конкурса на получение премии губернатора Югры в номинации «Лучший учитель специального (коррекционного) образовательного учреждения». Блестящие результаты показывают и воспитанники. В копилке учреждения 56 золотых, 43 серебряных и 49 - бронзовых медалей Специальной Олимпиады России. А награды за участие в творческих конкурсах и вовсе сложно подсчитать.
Для детей с особенностями развития школа - это родной дом.
- Дом - это островок, где тебя любят и понимают, где комфортно и безопасно, - говорит Оксана Мальцева. - А потому окнами он должен быть обращен к солнцу.

Губернатор Наталья Комарова подчеркивает важность того, что подход к реабилитации людей с аутизмом носит комплексный характер - от формирования доступной среды до оказания помощи семьям, воспитывающим детей с расстройствами РАС:
- Более 300 детей с расстройствами получают медицинские услуги. Это 100 процентов от заявленной потребности. Во всех образовательных организациях обеспечена реализация индивидуальных маршрутов для таких ребятишек, создана региональная единая информационная база.

Мероприятиями по подготовке к самостоятельной жизни охвачены более 170 югорских детей с РАС - 100 процентов от потребности. В результате у 75 процентов сформировались трудовые умения и повысились коммуникативные навыки.

Всего на территории региона услуги ранней помощи детям с расстройством РАС предоставляют 46 медицинских организаций, 18 учреждений социального обслуживания, 427 дошкольных образовательных организаций, 273 центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. В дошкольных образовательных организациях функционируют 394 группы компенсирующей направленности.
Автор(ы) текста:
Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале
Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.
Комментарии
Комментариев пока нет, вы можете стать первым, кто прокомментирует новость.
Пожалуйста, заполните все поля

Ваш комментарий успешно отправлен и будет опубликован после проверки.
Спасибо за ваше мнение!

Написать еще

Также читайте

онлайн подписка

подробнее

Не пропустите важное - в телеграм!

Подписаться