Кстати Марчела Стати
Репортаж с моноспектакля «Семья Иванова»
Она подходит к столу и из маленького ветхого чемоданчика начинает выкладывать предметы. На длинной столешнице появляются деревянная трубка, пожелтевшая от времени военная фотография, кусочек мыла. Такой скарб носил в своём вещмешке каждый фронтовик. У актрисы заметно дрожат руки: то ли волнуется, то ли зябко её персонажу. Я это отчётливо вижу, потому что сижу совсем рядом. Потом из недр чемодана возникнут женская варежка, белая скатерть, чернильница, тарелки и ложки. «Мирных» предметов на столе окажется куда больше. Но не до мира пока в истории, которую нам рассказывают. К слову, в нашей стране ещё долго всё будет жить войной. На фестивале «Северные встречи» идёт моноспектакль «Семья Иванова». По рассказу Андрея Платонова в Магаданском музыкальном и драматическом театре его поставил режиссёр Радион Букаев. Театр здесь представляет актриса Марчела Стати. Ей, маленькой и хрупкой, режиссёр доверил такой «мужской» рассказ.
Зрителей в зале тоже немного – всего 12. Сидят они прямо за столом (по сути, сцена сжимается до размеров стола) и предметы из чемоданчика могут трогать не только взглядом, но и руками, превращаясь из свидетелей в соучастников. Это так режиссёр придумал, но вскоре после премьеры его замысел скорректировали. На фестивале в Омске в небольшой зал набилось столько зрителей, что их пришлось рассаживать ещё и по стенам. Так из одного спектакля получилось одновременно два разных: для узкого и широкого круга.
Платоновская история не уникальная, конечно. Капитан Иванов (ну а какая ещё фамилия должна быть у русского капитана) возвращается с войны. Что там с ним за 4 года было, детально не рассказывается, а вот пост-фронтовой романчик автор прямо вплетает в канву повествования. А дома - семья: выросшие без отца дети и жена, которая работала в тылу и ждала мужа. Вот только верна ли была ему?
Всю фабулу можно изложить в 5-7 предложениях, спектакль идёт час. Только потом я, зритель, понимаю, что ничего не видел прямо. То ли подсматривал, а скорее подслушивал. По истории меня вёл голос. Недолгий взгляд на актрису (она стоит рядом со мной), потом опять визуальный и осязаемый контакт с вещами.
- Это так просто и так глубоко получилось, - говорит Марчела, - Но, конечно, это нужно было придумать. У режиссёра был некоторый список предметов, с которыми мы работали: что-то убирали, что-то добавляли. У нас в Магадане театр 1938 года постройки. Доски, из которых сделан стол, сняли с крыши здания. У них такая текстура, особая энергия. К сожалению, на фестиваль этот стол не привезёшь. Многие предметы искали на барахолках Питера, покупали, выписывали. Не всё, конечно, тех годов, но мы стараемся, ищем, пытаемся «добить» комплект. Я к этим вещам привыкла, настолько всё уже обжито, присвоено: я верю, что это рукавица Любови Васильевны, а это трубка самого Иванова. Прихожу на репетицию, беру чемоданчик, здороваюсь с ними.
Сначала Марчела пыталась играть каждого персонажа. Но роль повествователя в ином заключается: нельзя быть тем, про кого рассказываешь. Пришлось искать отношение, видеть этот ивановский дом, чувствовать его запахи, тепло печки, слышать голоса детей. В один момент она поняла, что знает всё настолько, что может рассказать жизнь каждого персонажа. В общем, актрисе удалось «развернуть» мужской рассказ. Есть аудиокниги, где «Семью» (второе название «Возращение») читают мужчины-актёры. Для этого всё-таки пришлось почувствовать себя солдаткой.
- Здесь же женские проблемы поднимаются. Всегда же как думают: мужчина прошёл войну, он герой, он молодец. А бабы? Они и детей растили, и работали.
- Как Вы это придумывали?
- Я мама троих детей.
- Здорово. Но Вы же не войну их поднимали.
- Я разговаривала с пожилыми женщинами, которые рассказывали про своих матерей. Как они работали, ждали мужей, как те приходили и рассказывали, что изменяли на войне. И женщины по-разному реагировали. Я спрашивала, слушала, смотрела фильмы.
- Уверен, чаще всего у Вас спрашивают про Ваше необычное имя.
- Да, спрашивают. Папа молдаванин. В Молдавии имя очень распространённое. И папу друг попросил назвать дочку Марчелой, тогда она будет счастливой. Вот так получилось. Я рада, что меня так назвали.
- А Стати творческий псевдоним?
- Нет, это моя девичья фамилия.
- Все думают, что Вы итальянка.
- А я так всем и говорю. Спрашивают: «А Марчелло Мастрояни к Вам отношение имеет?» Отвечаю: «Это мой дедушка». Многие ведутся: «А что Вы здесь делаете?»
- И что Вы делаете в Магадане?
- С двух лет я там. Родители привезли, приехали и за романтикой, и за деньгами. Папа буровой мастер, у нас там добывают золото. Закончила школу в 90-х. Театрального вуза нет, а уехать не было возможности. Был набор в театр кукол, нужна была молодёжь. Я пошла туда, меня взяли. 10 лет отработала в театре кукол. Там были замечательные актёры, которые стали моими учителями. Потом меня пригласили в драму. С тех пор работаю там.
«Семья Иванова» стала возвращением и для самой Марчелы Стати. Ещё три года назад она в это и не поверила бы. Вроде бы, был театр, но не было ролей. Ситуация не редкая в профессии, но, по сути, такая, что взвоешь. Радион Букаев протянул Марчеле руку, но выбиралась то она и сама тоже. Спектакль случился, его приняли зрители (сначала это были актёры собственного театра), потом его стали звать на фестивали.
- Мне в этом году посчастливилось быть на пяти фестивалях. До этого в Омске на «Чате», который проводит Лицейский театр. Ну, здорово. Но, когда я приехала на «Северные встречи», поняла, что здесь ещё круче. Приняли, поселили, накормили. Это важные вещи. Но основное – общение. Получаешь заряд энергии и столько знакомств. Не хочешь уезжать. Такое ощущение, что этих людей я всю жизнь знала. Мы с Алёной Михеевой (актриса Гордрамтеатра – примеч. автора) познакомились, я её сразу приметила, а она ещё оказалась моим куратором, у нас с ней столько точек соприкосновения. Я понимаю, что сейчас уеду и буду скучать, буду писать. Если у меня будет возможность снова попасть к вам, я приеду с большим чемоданом рыбы, чтобы всех угостить.
- Марчела, Вы очень открытый человек. Вам тяжело живётся?
- Мне зато работается хорошо. Я ведь спрашивала у режиссёра, почему он выбрал меня в этот спектакль, я же понимала изначально, что не тяну. Он отвечает: «Ничего, потихоньку. Этот спектакль с тобой на всю жизнь». Действительно, я же могу взять чемодан в руки и играть его, где угодно. Как-то не отпускает он меня: постоянно думаю, смотрю, копаюсь. Нужно проникнуться в самую глубь, чтобы прийти и рассказать. Всё, что у меня внутри, передать слушателям. Мне кажется, спектакль растёт.
«Семья Иванова» - маленький (или большой?) феномен для страны, искалеченной войной, где мужчины воевали и возвращались героями, женщины работали, голодали, растили детей, а дети вырастали раньше своих лет. Этот опыт мы до конца не прожили, не восприняли, переживали, но не пережевали. Тут всё удачно сошлось: материал, режиссёрская идея, актёрская работа. Другой такой спектакль нарочно не придумаешь и не поставишь. И в этом его уникальность. Растить его тяжелая задача, ведь у актрисы нет ничего кроме чемоданчика с вещами и голоса. Впрочем, голоса мужественного и мудрого, говорящего - стоит жить, несмотря на то, что было (а может и не было), любить жену, растить детей. Марчела Стати так ведёт повествование, что в финале ком подкатывает к горлу и начинаешь нервно грызть ногти, чтобы удержать себя в относительном эмоциональном равновесии.