Погода:
Облачно +3° – +4°
Облачно -3°
Облачно -7°
16+
Радио-Югра | Нижневартовск 105.9
Загрузка проигрывателя…
98.0270 91.7791 89.50
00 : 46 28 апреля 2024
/ Сегодня - День воинской славы России

Сегодня - День воинской славы России

В эту дату в стране вспоминают день разгрома фашистов в битве под Сталинградом. Она длилась с 23 августа 1942 года по 2 февраля 1943 года - 200 дней и ночей

02 февраля 2022, 12:21
957
-
В эту дату в стране вспоминают день разгрома фашистов в битве под Сталинградом. Она длилась с 23 августа 1942 года по 2 февраля 1943 года - 200 дней и ночей 

Сражение проходило на огромной территории - свыше 100 тысяч квадратных километров. В отдельные периоды в боях участвовали более двух миллионов человек с обеих сторон, до двух тысяч танков. По своему размаху, поставленным целям, результатам и понесенным жертвам Сталинградское сражение считают самым значительным во всей истории человечества. Еще большее значение победа в нем имела для всего хода войны – именно здесь нацисты начали понимать, что их восточная кампания неминуемо закончится поражением. Конечно, от переломного момента, позволившего советским войскам овладеть стратегической инициативой, было далеко до окончательного разгрома нацистской Германии и ее союзников, но именно Сталинградская битва дала понять всему миру, что это неизбежно.

Атака за атакой

Сталинградская битва состояла из многих эпизодов: больших, малых, трагических и героических, складывалась из дней наступления и обороны, из периодов относительного затишья. В такие моменты люди переводили дыхание, занимались собой - ели, перевязывали раны, чистили оружие, отправляли весточки родным и друзьям. В архиве Нижневартовского краеведческого музея имени Тимофея Шуваева сохранились фронтовые письма и воспоминания наших земляков. Некоторые скупы, как у Алексея Михайловича Жильцова, мобилизованного в мае 1942 года из деревни Лекрысово (Ларьякский район) и после учебы в артиллерийском училище попавшего в 459 артполк, с которым и прошел до конца войны.

В августе 1942 года привезли под Сталинград. Бойцы получили старые полуторки, отвели полк правее Сталинграда и началось! Атака за атакой. Силы были неравными. Едва не были разгромлены. Под Сталинградом был ранен осколком в ногу, получил инвалидность III группы. Из госпиталя отправился в свой полк, - так немногословно вспоминал он впоследствии события, в которых довелось участвовать.

После войны фронтовик вернулся на родину. Недолгое время был председателем колхоза «Стаханов», потом с женой переехал в Большетархово. Позже работал в бригаде Норкина, бурил первую скважину на Баграсе.

Для музейной летописи

День 22 июня 1941 года застал меня в Тобольске, я работал тогда директором Нижневартовской неполной средней школы Ларьякского района и находился в очередном отпуске в родном городе. За неделю до начала войны в Тобольской окружной газете я прочитал сообщение ТАСС, опровергающее утверждение английских дипломатов о близости войны между Германией и СССР. Опровержение - опровержением, а чувство тревоги осталось, - так начал свой рассказ-воспоминание для музейной летописи еще один бывший фронтовик Алексей Степанович Савин.

Нам повезло, что этот свидетель оказался из учителей, был образованным человеком, но вдвойне повезло, что оказался и общительным – он и после войны поддерживал переписку с фронтовыми друзьями. Их письма тоже попали в архив, и мы можем сегодня прочесть слова очевидцев Сталинградского сражения.
Но сначала воспоминания Алексея Савина:

Я, Хорошев (один из тех, с кем он был призван, житель Ларьякского района. - авт.) и кто-то из нижневартовцев и ларьякцев попали в Липельское минометное училище, эвакуированное тогда в город Барнаул Алтайского края. По окончании его, получив звание лейтенанта, я был направлен на Брянский фронт в должности командира огневого взвода 6 отдельного минометного дивизиона. Затем был назначен заместителем командира по батарее, а позднее, перед отправкой на Сталинградский фронт - командиром батареи 120-миллиметровых минометов. Так началась моя фронтовая жизнь.

Многое мы пережили

Краеведы сберегли письмо Алексея Степановича к однополчанину Павлу Петровичу Караулову. Написано оно было после войны, автор рассказал о ранении, полученном под Сталинградом, и о том, как сложилась судьба после комиссования. К сожалению, там ни слова не было об участии в боях: к чему эти впечатления солдату, который и сам пережил их даже более полно, поскольку оставался там дольше, чем сам Алексей. А вот в ответном письме хватает слов о Сталинградском сражении.

Мы приводим полностью письмо Павла Петровича Караулова.

…Из всех периодов войны Сталинградская битва - самая яркая, самая ожесточенная, самая тяжелая. Наша дивизия после выхода из окружения под Старым Осколом формировалась на станции Барыш под Сызранью. Затем командование получило приказ прибыть под Воронеж, но на полпути со станции Балашов нас повернули под Сталинград.

Выгрузились мы… Тяги не было, сами тащили пушки по степи. Затем пришли машины из Сталинграда и повезли нас на место. Первый приказ – одному батальону 10-го стрелкового полка с батареей моей (я был командиром седьмой батареи) и твоей (номер ее не помню) занять оборону на левом берегу Волги на острове напротив центра города.

После занятия огневой позиции я начал пристрелку ориентира, выпустил три снаряда, и тут же моя батарея была накрыта немцами (были жертвы, потерял одно орудие). Я прекратил пристрелку. Вскоре (точно не помню, на второй или на третий день) нас с этого острова вывели и начали мы переправу на правый берег, против завода «Красный Октябрь». Это стало основным местом переправы 62-й армии, а после завершения операции его назвали «62-я переправа». Оно так называется до настоящего времени.

По уставу артиллерийская батарея должна поддерживать стрелковый батальон, и в отдельном случае – роту или полк. В Сталинграде моя батарея практически поддерживала батальон и весь 10-й стрелковый полк. Полк поддерживала вот по какой причине: снарядов было мало, кроме того, условия стрельбы были очень сложные (противник находился от нас иногда на расстоянии не более 50 метров, в цехах завода, цели практически не просматривались), стрелять нужно было очень точно. Многие командиры батареи нашего полка, как ни выстрел, по своим. У меня и еще одного командира батареи Шаповалова, из другого дивизиона, получалось с ведением огня неплохо. Как только полк получал снаряды, командир полка Ростовцев приказывал эти снаряды давать нашим двум батареям.

Много мы пережили за время Сталинградской битвы… Немцы ходили пить воду на Волгу, они занимали высокий берег, мы - под обрывом; простреливалась каждая точка, ходили только вдвоем, перебежками от одной снарядной воронки до другой. Бои велись почти круглые сутки, были большие потери. Питание слабое - переправляли в основном снаряды, а продукты - в последнюю очередь (да их и не было, выручала американская тушенка). Когда пошла «шуга» по Волге, то с едой стало совсем плохо, белье не меняли, завелись вши, спать было невозможно...

Мы многие не понимали, зачем нас держать на правом берегу. За один-два месяца нас собрали и рассказали, что готовится крупная операция по уничтожению немцев и наша задача - втянуть всю немецкую группировку в Сталинград. После этого стало веселее, стало понятно, что все большие потери оправдываются при условии нашей успешной операции. Так оно и оказалось.

За эти кошмарные бои мы - командир полка и я с Шаповаловым - получили три ордена Красной Звезды. Эта звездочка самая дорогая у меня.


Автор(ы) текста:
Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале
Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.
Комментарии
Комментариев пока нет, вы можете стать первым, кто прокомментирует новость.
Пожалуйста, заполните все поля

Ваш комментарий успешно отправлен и будет опубликован после проверки.
Спасибо за ваше мнение!

Написать еще

Также читайте

онлайн подписка

подробнее

Не пропустите важное - в телеграм!

Подписаться