В Нижневартовске жертвам домашнего насилия помогают медики и полиция
В городе на базе женской консультации успешно работает профильный кризисный центр
В штате свой юрист, психологи и социальный работник. Проблему каждой пострадавшей от семейных конфликтов здесь стараются рассматривать комплексно – от советов по аутотренингу, до вариантов предоставления временного убежища. Эти меры, как говорят сами медики, помогают в «лечении», но не влияют на «источник заболевания».
Как это выглядит: врач акушер-гинеколог на любом приеме – в поликлинике женской консультации, в стационаре гинекологического отделения или в роддоме видит у пациентки следы насилия. Он направляет ее в наш центр, где я, как руководитель, разговариваю с женщиной, выясняю, согласна ли она заниматься в дальнейшем этой ситуацией и, если согласна, даю направление по всем нашим специалистам. На этом этапе мы оказываем всю возможную для нас помощь: медико-социальную, психологическую и юридическую, а также находим какие-то выходы для женщины. Если ей необходимо, например, временное жилье, значит, связываемся со специалистами социальной службы. Если требуется психологическая поддержка – разговариваем с нашим психологом. Юрист обсуждает с ней все правовые вопросы и проблемы. Это то, что мы можем сделать, – пояснила заведующий окружным центром медико-социальной поддержки беременным женщинам, врач акушер-гинеколог Оксана Башурова.
Для настоящего результата, способного изменить жизнь пациенткам, службе необходимо работать в связке с правоохранительными органами, добавила она.
Управа есть…
Жалобы граждан, заявления на шумных соседей, семейные конфликты – всем этим по долгу службы занимаются участковые уполномоченные. Как рассказал руководитель этого отдела полиции Ринат Курманалиев, домашнее насилие – явление нередкое, но, к сожалению, весьма специфичное.
Как правило, зачастую женщины не желают идти со своей бедой в полицию, и мы выявляем эти факты уже когда женщина обратилась в травмпункт. Оттуда нам сразу сообщают о случаях телесных повреждений, которые были получены в ходе противоправных действий. Мы тут же выдвигаемся и начинаем работать с этими людьми, – сообщил он.
Медицинское подтверждение факта травм – веское основание для возбуждения уголовного дела. В зависимости от их тяжести наказанием может быть административный штраф, обязательные работы либо условный срок, а в случае причинения тяжкого вреда здоровью – и реальный. Вот в этом последнем случае полиция (если узнает, конечно) справится сама. Во всех остальных же у нее связаны руки и развязать их может только сама жертва. Все дело в том, что для начала работы этому аппарату нужен «сигнал» и самый лучший вариант тут заявление самой пострадавшей.
Когда обращается человек с жалобой на нанесение телесных повреждений, мы собираем материал и привлекаем виновного к административной ответственности. Для первого раза это, как правило, административный штраф. Если же все повторяется и человек пишет второе заявление, тогда доходит уже до уголовной ответственности. Правда, здесь все зависит от тяжести вреда здоровью: если обошлось без него, мы составляем административный протокол, в остальных случаях возбуждаются уголовные дела, – уточнил Ринат Курманалиев.
… нужно лишь «дожать»
В принципе, вот он – реально действующий механизм борьбы с домашними агрессорами. Схема простая: заявление – административное наказание – следующее заявление – как минимум общественные работы или условный срок. То и то одинаково может отрезвить любого человека, в особенности, если он дорожит рабочим местом.
Участковые признают, что иногда помочь может даже просто их вмешательство.
Когда приходит сотрудник полиции, начинает разговаривать, некоторые мужчины осознают, что натворили, вдобавок, мы объясняем, что в дальнейшем может последовать уголовное наказание. Это нередко действует: есть те, кто занимает определенные должности или просто боится потерять работу. То есть люди понимают, что продолжать не надо, – отметил Ринат Курманалиев.
В качестве профилактики рецидивов у полицейских есть довольно действенная, по их словам, мера: регулярный контроль за «погодой» в таких домах. Как сообщил руководитель участковых уполномоченных, сегодня на учете в его отделе состоят 266 семей с диагнозом «семейное насилие». Сотрудники ежемесячно наведываются к ним с проверкой и для профилактических бесед.
– Для постановки на учет хватает одного обращения: если подтверждается факт того, что человек наносит телесные повреждения, мы его ставим на учет, как лицо, склонное к насилию и допускающее нарушения в сфере семейно-бытовых отношений, – рассказал он. – Ежемесячные проверки приносят результат – у нас основная масса правонарушителей идет впервые, очень малый процент «повторников».
За чем дело стало?
Ответ на этот вопрос даст любой участковый – за самой женщиной. Помните, мы говорили о связанных руках? Очень часто женщина страдает от физического и морального насилия, но либо терпит его, либо, даже если пытается попросить о помощи, передумывает об этом. Причин тому много: не в последнюю очередь ее действительно уязвимое и зависимое положение, привычка, надежды на то, что агрессор одумается и исправится.
Нет, не исправится, отрицают эксперты. По крайней мере – сам. А вот женщина, набравшись решимости, способна изменить ситуацию. И в этом ей готовы помочь как сотрудники женской консультации, так и полиции, которые теперь будут работать над этой проблемой в одной связке.