На фестивале «ЭХО БДФ» завершился конкурс эскизов
Их представили три молодых режиссера в рамках проекта «БДФ-Лаборатория»
Все работы были сделаны за 3-4 дня. У лучшей (по мнению экспертов) будет шанс стать полноценным спектаклем. Ограничений для конкурсантов почти не было: тему обозначили предельно широко - «Герой нашего времени».
Выпускница ГИТИСа Ленара Гадельшина переосмыслила поговорку «Мне до лампочки» и с актерами Гордрамтеатра поставила эскиз о великих русских изобретателях Александре Лодыгине и Павле Яблочкове. Для меня это был исторический экскурс, погружение в биографии изобретателей и немного физики.
«Мне очень интересна история электричества, освещения, поэтому я за нее на этот раз зацепилась. Название хорошее родилось «До лампочки». Мы всю эту историю до изобретения лампочки и рассказываем. Мне вообще интересны люди, которые что-то открывают: ученые, географы. Те люди, которые идут дальше известных границ, достойны внимания. Обидно, что их немного кто знает», - говорит Ленара Гадельшина.
Создатели этюда попытались органично сплести элементы игрового театра, школьного урока (даты, чертежи и формулы появлялись, как на доске, прямо на черной стене малой сцены театра) и такого популярного интерактива. Зрителей удалось вовлечь настолько, что те порой не понимали (как признавались сами, на спектакле они находятся или на занятии. Теперь только нужно понять, хорошо это или плохо для дальнейших перспектив работы. Кстати, в драмтеатре по слухам всерьез намерены взять «До лампочки» в репертуар.
Дарья Левингер (выпускница РГИСИ) решила обратиться к биографии художественного руководителя ансамбля имени Александрова Валерия Халилова. Известный дирижер погиб в авиакатастрофе над Черным морем в декабре 2016 года вместе со своим коллективом. Выбор очень странный и тем самым перспективный.
«Моя знакомая сняла фильм «Дирижер духа». Меня впечатлила картина: стоит один Халилов, маленький человек, а вокруг него море музыкантов. И он дирижирует ими. Я как режиссер поняла насколько это сложно. Эта картинка впечаталась в голову, и я к ней постоянно возвращалась. Мне очень захотелось сделать этот эскиз», - говорит режиссер.
Задачу рассказать всего за час о не самом известном герое Дарья намеренно усложнила, сократив до минимума средства выразительности. Большую часть времени эскиз полнится только звуками и отрывочными фразами: зов матери, треск кузнечика, кукушка, переговоры зрителей в зале. Так по мнению создателей формируется внутренний мир будущего музыканта (эскиз, кстати, называется «Звучи»). Конечно, никуда без гамм и отчетных концертов. И этот фрагмент получился смешным, но и очень точным: режиссеру и актерам удалось показать момент, когда мальчик болванчик у фортепьяно превращается в начинающего думать (а не копировать) творца.
Эскиз стоит признать удачей актера ТЮЗа Александра Понкратова, который в короткий срок успел поработать над жестом и умело «дирижировал оркестром». Очень интересным уже сейчас кажется мотив полета в потоках музыки и вдруг… неожиданное падение. Так, вероятно, упал и лайнер, на борту которого был Халилов.
Режиссер Никита Герасимов (Пермский институт искусства и культуры) прямо перед началом работы произвел экстренную замену. Планируемый эскиз про прыгуна в высоту Валерия Брумеля заменил эскизом про Маяковского. Хорошо, что героев у нас много.
«Меня в юности Маяковский спас от скуки. Я его читал на уроках под партой, полюбил литературу через Маяковского. Когда появилась необходимость замены, времени было мало, а нужно было выбрать персонажа, который известен подросткам, я вспомнил себя в юности, вспомнил Маяковского, его стихи и подумал: «Почему бы и нет», - говорит Никита Герасимов.
Впрочем, Маяковский в эскизе получился не типичный поэт-трибун, в общем-то, сейчас мало кому интересный, а тонкий, лиричный и точно современный. По крайней мере, так сказали зрители, которые пришли на показ. Более того, режиссер в содружестве с актерами ТЮЗа насытил работу и другими футуристами: на сцене появились Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников. И самое главное, авторам удалось поймать атмосферу эпохи, которая выбросила на авансцену таких разных, непохожих, но ярких и экспрессивных людей.
Какой из эскизов (а может и несколько) получат продолжение, теперь предстоит решить экспертам.
Ранее «МВ» сообщало, что на фестивале «ЭХО-БДФ» показали спектакль про Стива Джобса.