Югорчанка Ксения Орлова заняла I место в финале Всероссийской междисциплинарной олимпиады школьников
О пути к победе Ксения рассказала журналисту газеты Местное время
Автор фото:
25 марта 2023, 15:00
Финал Национальной технологической олимпиады по профилю «Инженерные биологические системы. Агробиотехнологии» состоялся в начале марта в Москве. Тогда и стало известно, что победу в интеллектуальных соревнованиях Югре принесла учащаяся 11 класса Нижневартовской школы № 6 Ксения Орлова.
2473
-
Путь к НТО
В последние 2 года перед Ксенией стоят те же вопросы, что и перед другими ее сверстниками, какую профессию выбрать и куда поступать? Напомним, в прошлом году в ВУЗы Югры на бюджетные места поступило более 4000 выпускников.
- Важно. В 2022 году увеличили число бюджетных мест в профессиональных образовательных организациях (нацпроект «Образование»). За счет средств окружного бюджета абитуриентам высших и средних образовательных организаций предоставлено 6 580 мест, в прошлом году — 6 361. Средний конкурс — 5,5 человека на место, — сообщила глава региона Наталья Комарова в личном телеграмм-канале.
Примечательно, что все больше выпускников отдают предпочтение техническим специальностям и точным наукам, как и героиня нашей статьи. Девушка призналась, сначала по совету бабушки хотела выбрать медицину. Но немного поразмыслив пришла к выводу, что наука интересует ее больше, чем работа с людьми. Ксении нравится находить новую информацию, сверять ее с данными из школьных учебников, искать истину опираясь на научные статьи. Возможно, именно эта пытливость привела ее в прошлом году на обучение в Сургутский государственный университет по региональной программе Future Biotech. Позже куратор интенсива отправила Ксении ссылку на участие в Национальной технологической олимпиаде. Старшеклассница решила попробовать свои силы и ей это удалось. Отметим, Ксения единственная школьница из Югры, прошедшая на соревнования по профилю «Агробиотехнологии».
- Первый этап проходил дистанционно в начале года. Там было пять волн. В каждую волну нужно было решить 5 заданий по химии и столько же по биологии. Я не думала, что решила их хорошо. Но в итоге мне удалось пройти во второй этап чему я приятно удивилась, - поделилась воспоминаниями Ксения.
Работа в команде
В командном этапе участникам НТО необходимо было разработать автоматизированную инженерно-биологическую систему (ситиферму) с комплектом технической документации, собрать действующий прототип и протестировать его.
- В нашей команде собрались девочки из разных уголков России: Новосибирска, Нижнего Новгорода, Мурманска и Нижневартовска. Мы на удивление быстро нашли общий язык. Мне повезло с командой, девочки очень сообразительные, умные, информацию схватывали на лету, им удавалось все понять, расставить по полочкам, и мы быстро ориентировались. У каждой была своя роль. Даша идентифицировала биологические объекты, подбирала их под поставленные задачи, определяла оптимальные условия для развития. Варя как инженер разрабатывала конструкцию, отвечала за автоматизацию установки и ее физическую реализацию. София – биотехнолог и капитан команды определяла возможность получения полезных веществ, прорабатывала этот процесс, координировала данные, поступившие от биолога и химика, передавла их инженеру-конструктору, - рассказала Ксения.
Сама она выступала в качестве химика, подбирала и рассчитывала концентрации удобрений, проводила химический анализ объектов. Перед девушками стояла непростая задача – за несколько дней восстановить 20 гектаров полевой земли пострадавшей в результате пожара.
- Нам предоставили необходимое оборудование, биологические объекты с которыми мы планировали работать. Нужно было подобрать смесь удобрений, рассчитать концентрацию, сколько нужно растениям воды, когда вносить подкормки или когда лучше включать автоматизированную систему, - пояснила победительница НТО.
Ксения провела исследование биологических объектов на полигоне, собрала экспериментальные данные и продумала технологию совместного выращивания культур.
- Нужно было разработать план восстановления поврежденной земли. Каждая команда предлагала свои решения. Некоторые ребята высаживали цветы на эти поля. На мой взгляд это не совсем верное решение так как цветы декоративные, и они никак не помогают почве. А еще они дорогие. Нам давали Геоцинты, Жимолость, но мы не стали их использовать потому, что это не эффективно, - пояснила Ксения.
Ее команда пошла другим путем. Изначально девушки внесли в землю удобрение – суперфосфат, чтобы восстановить почву. Затем высадили горчицу, как сидерат, это растение, которое очищает землю. После высадили фасоль, поскольку бобовые обогащают землю азотом. В конце цикла настала очередь салата. Зеленые культуры нужны для севооборота, чтобы восстановить утраченные плодоносные функции поля, где ранее выращивалась пшеница.
- Была еще задача создать автоматизированную систему, чтобы включалось освещение. Инженер-конструктор Варя как раз занималась этим. Соединяла микросхему, писала специальный код, чтобы свет включался. В конечном итоге мы еще придумали сделать гидропонную установку, чтобы растения поливались без нашего участия, - поделилась воспоминаниями Ксения.
Главное – уверенность в себе
Инженерный тур длился 4 дня. Каждый день участники олимпиады решали определенные подзадачи. Общие выводы они оформили в презентацию. Жюри оценило задумку, однако победы «Банде Агрономиков» (так девушки назвали свою команду) она не принесла. Зато подарила баллы и важный опыт Ксении Орловой, ставшей победительницей олимпиады в индивидуальном зачете.
- Изначально я была в себе очень уверена. Думала напишу биологию лучше, чем химию, а получилось наоборот. Когда нам раздали задания по химии, я ужаснулась потому, что там их было колоссальное количество: 5 задач, в которых примерно по 10 подзадач и это нужно решить за 2 часа. Я подумала, что ничего не решу, расстроилась, но потом взяла себя в руки, собралась и поняла, что в принципе все решаемо если хорошенько подумать. А вот по биологии задания были немного странного формата, нужно хорошо знать математику, чтобы правильно все рассчитать. Если в конечном итоге получилась не та цифра, то тебе это задание не засчитывают даже если цепочка размышлений верная, - рассказала Ксения.
Сейчас все тревоги и волнения остались позади. Домой Ксения вернулась в статусе победительницы олимпиады.
- В школе все обрадовались моей победе. Сразу же посыпались поздравления. Позвонила моя первая учительница, которая уже не работает в нашей школе, мне было очень приятно. Поздравила мой наставник по химии Галина Давидовна Клок. Хотя я практически никому ничего не говорила, боялась спугнуть удачу. Мне не хотелось никого расстраивать или подводить, - пояснила Ксения.
Тем, кто в будущем планирует принять участие в НТО победительница индивидуального зачета рекомендует никогда не опускать руки, а в процессе подготовки нарешивать варианты прошлых лет, так как задания повторяются из года в год. Напомним, победы и призовые места в олимпиадах дают старшеклассникам дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ.
Ранее мы писали о том, что девятиклассница из Нижневартовска стала призером Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку.