В Югре эксперты оценили «Основы российской государственности» для студентов
Знатоки поговорили об актуальности нового курса
Югорские эксперты обсудили актуальность введенного в вузы страны курса «Основы российской государственности». Предмет состоит из пяти разделов: «Что такое Россия?», «Российское государство — цивилизация», «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации», «Политическое устройство России» и «Вызовы будущего и развитие страны».
Региональные эксперты и лидеры общественного мнения дали свою оценку актуальности курса в вузах для современной студенческой аудитории и выдвинули свои предложения по его дополнению.
Исполнительный секретарь местного отделения ВПП «Единая Россия» Сургутского района Фрол Антохин считает, что предмет следует вводить не только на первых курсах высших учебных заведений:
«Он должен проходить красной нитью на всем этапе формирования становления личности и гражданина. А значит — с малых лет. И как раз в университетах это должны быть более глубокие знания. Потому что в период проведения специальной военной операции и частичной мобилизации мы столкнулись не просто с утечкой мозгов, а с эмиграцией «граждан», которым Россия дала возможность учиться, развиваться, работать, путешествовать. И оставить страну в трудный период — поступок негражданина. Поэтому важность и нужность курса объяснять и доказывать не нужно».
И добавил, что курс следует дополнить специализированными предметами, которые имели бы реальный воспитательный эффект для подростков и молодежи.
«Возможно, в этот курс я бы дополнил спецпредметами армейской направленности, например, овладением навыками обращения с оружием», — уточнил общественный деятель. Участники дискуссии сошлись во мнении, что курс должен не просто освещать исторический путь России, духовно-нравственную и культурную основу страны, ему требуется четкая идеологическая направленность, пишут наши коллеги из Новостей Югры. По словам замдиректора ТРК «Сибирь» Яны Демьяненко, сегодня у молодых людей порой нет четкого мировоззрения, активной гражданской позиции.
Уверена, что изучение данного раздела, который включает в себя наиболее значимые периоды истории нашей страны, позволит развить чувство гражданственности у подростков и молодежи, будет способствовать укреплению единства нашего многонационального общества.
Журналист отметила, что сегодня молодым людям сложно разбираться в сути происходящих событий, поскольку их картина мира ограничена небольшим курсом школьной программы, новостными сводками интернет-порталов и блогеров.
«Курс следовало ввести гораздо раньше, возможно тогда мы не имели бы проблемы с определенной частью молодежи и творческой интеллигенцией, которые при малейшей угрозе поспешно покинули страну. И не надо бояться его идеологической политизированности, сейчас нам, как воздух нужны, политически подкованные, грамотные молодые люди, способные ориентироваться в современных реалиях, разбираться в проблемах и задачах, стоящих сегодня перед нашей страной».
На взгляд руководителя мультимедийного исторического парка «Россия — моя история. Югра» Виталия Малыхина никогда не поздно вводить те вещи, которые важны для стратегии и развития государства. Куда важнее, чтобы «Основы…» имели практическое применение и четко сформулированную идеологическую позицию.
«Важно применить курс по назначению, чтобы он не остался формальным по своей сути, а был наполнен концептуальными смыслами, чтобы он имел прикладной характер. Не следует забывать, и о том, что каким бы учебник не был — он служит инструментом для трансляции преподавателя. И здесь немалую роль сыграют педагоги, которые будут вести его в вузах. К их выбору и подготовке руководству образовательных организаций нужно подойти ответственно», — говорит эксперт.
Малыхин также остановился на смысловом значении понятия «идеология». Он, в частности, отметил, что государство без идеологии априори не существует, указав на то, что это первое издание учебника и идеологические позиции, которые в нем прописаны, носят стартовый характер:
Далее, в любом случае мысль должна развиваться, утверждаться в понятиях, взвешенных, четких, ясных для каждого. Она должна быть направлена на развитие самого человека, защиту государства, защиту традиционных и историко-культурных ценностей, которые сформировались в нашей стране. А все эти фундаментальные понятия и принципы и есть государственная идеология. При этом отмечу, что 809-й указ президента, сформирован так, что дает возможность для транскрипций и вариаций этого понятия. И, да, безусловно, введенный курс должен регулярно обновляться, повествуя о современной ситуации стране и в мире, о новых проблемах и задачах, стоящих перед Россией, — добавил Малыхин.
Это необходимо, чтобы в перспективе молодые специалисты не осознавали себя только внутри своей профессии и игнорировали все, что происходит в обществе, отмечает аспирант, преподаватель истории СурГУ Михаил Ляхов.«Начиная с 90-х годов мы все жили как бы в небытие, без вектора, без адекватных формулировок — кто мы, куда должны двигаться, каково наше место и какова наша роль в этом стремительно трансформируемом мире. Что сегодня? А то, что в Конституции РФ все еще стоит пункт запрете на государственную идеологию. Между тем, осознание себя как нации, как единого народа опирается как раз на идеологию. Это фундамент государства, та самая скрепа, цементирующая народ, общество. Так что курс, введённый в вузы, не просто актуален, он особо значим сегодня в свете СВО. Пришло время донести до молодежи эти фундаментальные понятия и принципы, сформировать консервативные ценности, ответственную и патриотическую позицию, развивать чувство гражданственности, которые в совокупности и станут залогом успешного развития России», — уверен Михаил Ляхов.
Завершая дискуссию, эксперты отмечают, курс «Основы российской государственности» должен стать составной частью мировоззренческого фундамента не только для студентов и всего российского общества.
Ранее мы рассказывали, что в Югре дали оценку работе по гармонизации межнациональных отношений.