Погода:
Дождь +1° – +2°
Облачно -6°
Облачно -1°
16+
Радио-Югра | Нижневартовск 105.9 98.0270 91.7791 89.50
19 : 42 28 апреля 2024
/ В Нижневартовском ТЮЗе готов к премьере спектакль «Денискины рассказы»

В Нижневартовском ТЮЗе готов к премьере спектакль «Денискины рассказы»

Режиссер Варвара Шмелева поставила его на новой площадке

Автор фото:
25 марта, 12:00
1102
-

Режиссер Варвара Шмелева поставила его на новой площадке в ТЦ «Мандарин», где театр «живет» во время капремонта. Импровизированная сцена здесь перетекает в маленький уютный зал, границы между зрителями и актерами нет никакой.

«Денискины рассказы» - классика советской литературы. На их создание Виктора Драгунского вдохновил сын Денис. Его вопросы, поступки, огромный внутренний мир любопытного ребенка, который вдруг (и, похоже, неожиданно) открылся писателю. Книга была бестселлером в Советском Союзе, достать ее можно было только в библиотеке - сам те времена замечательно помню. Режиссеру тюзовского спектакля повезло больше.

У меня бабушка работала в типографии, поэтому книг дома было много. В этом отношении мы были зажиточными во времена дефицита, когда книги считались ценными, ими даже обменивались. Помню, как мне читали «Денискины рассказы». Это лет семь, первый класс. Было смешно, - говорит Варвара Шмелева.


Литоснова

Всего Драгунский написал про Дениса Кораблева более 60-ти рассказов. Они очень разные по тональности: смешные до колик («Где это видано, где это слышано), лиричные («Девочка на шаре»), грустные («Друг детства») и даже философичные («Если бы я был взрослым»). У каждого есть свои любимые, и при желании можно сконструировать самые разные детские миры.

Но спектакль не может длиться бесконечно, а постановка для детей и вовсе должна иметь адекватные временные рамки. В ТЮЗе в героической борьбе с личными пристрастиями оставили 8 рассказов: «Он живой и светится», «Тайное становится явным», «Зеленчатые леопарды», «Гость», «Главные реки», «Где это видано, где это слыхано», «Друг детства» и «Удивительный день».


Спектакль без возраста

В итоге получился спектакль, интересный зрителям всех возрастов, что бывает не часто. Сделан он, на первый взгляд, просто. Действие разворачивается на детской площадке, которая оперативно превращается в квартиру или учебный класс. Качели, лесенка, школьная доска, парты.

Неожиданно просторы обычного московского двора начинают бороздить космические корабли, выплывают космонавты в скафандрах, а то вдруг появляются инопланетные. Некоторые объекты и персонажи не очень знакомы юному зрителю: всеобщая космическая эйфория осталась в 60 и 70-х. В общем-то, и для меня, родившегося в 1979, «Денискины рассказы» проходили по разряду «ретро», но от того, что устарели некоторые реалии и даже идеи, не стала макулатурой сама книга. Потому что детям любой эпохи понятно, что такое дружба, фантазия, мечта. Если еще проще, то каждый знает, что каша противная, но есть ее нужно, а мороженое ах какое вкусное, но его нужно заслужить. Что такое «переводные картинки» и почему ребята одеты в такую невзрачную одежду (школьную форму) – дело пятое-десятое. А вот зрителей постарше (надеются в театре) как раз заинтересуют реалии. И они потом зададут вопросы родителям или сами полазят в интернете.

Взрослым спектакль помогает вспомнить такие далекие родные вещи: звуковая отбивка «Маяка», голоса исполнителей (режиссер долго и старательно подбирала именно ретро-звучание), видеопанорамы старой Москвы под «Лучший город земли» (моя любимая тема в «Денискиных рассказах») да и собственно новое звучание знакомого с детства текста. Абсолютное попадание - дуэт Дениса и Мишки из рассказа «Где это видано, где это слыхано»: сыграно артистично и действительно смешно. А вот история с медвежонком другом детства даже взрослого зрителя заставляет прикусить губу.

NAT07845.jpg


Дениска

Спектакль будут играть два абсолютно разных состава актеров. Мне удалось увидеть один – с Георгием Калининым, Мирзой Николадзе и Екатериной Григорьевой. Наверное, сравнение дало бы дополнительные впечатления, но как получилось.

Денис Кораблев (Георгий Калинин, также играет Илья Марченко) уже взрослым человеком возвращается во двор своего детства. Он действительно рассказчик, но в процессе повествования из взрослых одеяний вырывается мальчик Дениска и шалит с друзьями, выливает в окно кашу или краснеет у доски, не выучив урок. Герой Калинина существует в двух измерениях: запускает в небо светлячка, надежду на будущее («Он живой и светится»), а потом наблюдает за этим светлячком, хотя одновременно и знает, что тот ему в жизни подарил. Актер рассказал, что спектакль для него не первая встреча с персонажем. Он, действительно, вырос вместе с ним.

Сначала мне читала мама, и я многого не понимал. В студенческие годы мы ставили отрывки, и я брал один из рассказов. Когда первый раз взял пьесу, сразу загорелся, потому что это близко мне: у меня недавно родился ребенок, и я стал настоящим взрослым, - говорит Георгий Калинин. – Я хочу, чтобы у зрителя оставалась вера в светлячка, вера в будущее. Но через этого светлячка можно погрузиться и в атмосферу детства, возродить теплые и искренние чувства. Я примерно так и делал, ставил себя в предлагаемые обстоятельства. Я вспоминал дом, в котором жил в детстве, его запах, цвета. Какой я был, своих родителей, как я с ними общался, как мы играли во дворе с друзьями. Это мне помогало.

NAT07902.jpg NAT07853.jpg


Дети и взрослые

Партнеры Георгия - актеры Мирза Николадзе (Мишка Слонов) и Екатерина Григорьева (Аленка) играют детей (во втором составе с Ильей Марченко работают Евгений Мурадян и Ксения Ермакова). Они живут в воспоминаниях Дениса Кораблева. Сыграть ребенка, на малой сцене, где с первых рядов актерам буквально можно протянуть руку, и так, чтобы тебе поверили одновременно и большие, и маленькие!!! Вы у любого актера спросите, что это за задача. Тем не менее, ребята делают это здорово, убедительно, с большим азартом. Для Мирзы Николадзе это первая большая роль в театре (не ввод), и у него получился замечательный мальчишка-переросток (Слонов – слоненок, буквально прочитала фамилию режиссер), но очень пластичный и гибкий, внешне и внутренне. Екатерина Григорьева, мне кажется, может играть все: и Солоху, и Снеговика, и светскую даму, и девчонку из песочницы. Ее Аленка смешно рассказывает о лишаях, немного неловко носит модные сандалики и забавно, совсем по-детски подгибает коленки. Даже зеленкой их мазать не нужно – естественных красок вполне хватает.

Для взрослых персонажей в спектакле использовали типы-маски, почти как в итальянской средневековой комедии, где персонаж равен набору одному преувеличенному качеству. Милиционер сама строгость, а соседка – доброта и забота, облитый кашей прохожий глуповат, а учительница придирчива до неприятности. Такими их увидел ребенок, который в характерах не очень-то копается. И это очень удачная находка.

NAT07886.jpg


Куда летим?

Тюзовская история об устремленности вверх, в будущее, куда Дениска сначала запускает своего светлячка, а потом готовится полететь на космическом корабле, совсем как Гагарин. Правда, ракета ребят («Удивительный день») в воздух не поднимается, но тут же они узнают от подобревшего милиционера о полете второго космонавта Земли Германа Титова. Это им как поощрение: все случится завтра, нужно только подрасти. Часовой спектакль вмещает целую вселенную, настоящую, придуманную Виктором Драгунским

NAT07890.jpg

Первые показы на зрителя должны были состояться 23 и 24 марта. Из-за трагических событий в Подмосковье премьеру перенесли. 5 апреля «Денискины рассказы» можно увидеть на сцене ДК «Октябрь».

Ранее мы рассказывали, что в ТЮЗе появится спектакль об истории Нижневартовска.


Автор(ы) текста:
Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале
Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.
Комментарии
Комментариев пока нет, вы можете стать первым, кто прокомментирует новость.
Пожалуйста, заполните все поля

Ваш комментарий успешно отправлен и будет опубликован после проверки.
Спасибо за ваше мнение!

Написать еще

Также читайте

онлайн подписка

подробнее

Не пропустите важное - в телеграм!

Подписаться