Лучшая похвала от зрителя
Режиссер Нижневартовского ТЮЗа о своей первой большой работе в театре
Георгий Калинин служит в Нижневартовском ТЮЗе три года, и многим знаком именно как актер. «Последний срок» - первая его режиссерская работа. Испытание сразу оказалось очень серьезным и, кажется, Георгий его выдержал. Кстати, для Калинина это уже третья «встреча» с повестью Распутина.
- Когда я защищал свою идею на худсовете, говорил, что она нам подходит, потому что из школьной программы. Я действительно читал «Последний срок», учась в школе. Наверное потому, что я вырос в деревне, мне все это оказалось очень близко. Правда, сейчас Распутина в школе не изучают, но это я узнал уже позже.
Второе соприкосновение случилось в институте. На третьем курсе мы ставили этюды по прозе, и я про повесть вспомнил, нашел эту старую библиотечную книжку и сделал работу. Конечно, там был только фрагмент.
Потом я видел еще спектакль во МХАТе, там играли замечательные артисты. Наверное, он меня и вдохновил. Я решил, что обязательно «Последний срок» поставлю, но иначе. Тот спектакль был бытовой, зритель будто оказывался в крестьянской избе. Мне были интересны другие вещи: отношения между детьми и родителями, почему они рушатся, как люди себя ведут перед лицом смерти, то есть философский уровень. Худсовет мой проект принял, решили, что такой спектакль нужен в репертуаре ТЮЗа, особенно в Год семьи.
- Насколько сложно было делать инсценировку? Все-таки повесть объемная, и этот бытовой слой он приличный, персонажей намного больше?
- Довольно непросто. Это было для меня испытание. Я сначала несколько раз перечитал текст, составил событийный ряд. Саму инсценировку написал за семь ночей. Потом работали со сценографом Ксенией Башкиревой и художником по свету Аленой Садовой, подбирали музыку. Репетировали в два этапа, всего около месяца. Был достаточно большой застольный период. Мы много разговаривали, придумывали, делали этюды, потом вышли на площадку. Уже в процессе от много пришлось отказаться и по техническим причинам, и потому что спектакль получался длинный.
- Ты сразу предложил главную роль Екатерине Григорьевой?
- Я сразу понял, что не хочу брать на роль Анны возрастную актрису. Мое видение давало интересные возможности, некоторые из которых мы в итоге реализовали, но и сомнения тоже были. Катя отнеслась к предложению с большим интересом, много всего предлагала. Какие-то вещи я ей показал, потому что они были основными для общего решения. Но такой сложный рисунок – полностью ее работа. Мне кажется, что эта роль очередная яркая страница в биографии актрисы.
- Нет опасения, что спектакль окажется слишком сложным для юных зрителей?
- На худсовете мы определили, что это будет 16+. Старшеклассники уже достаточно взрослые, чтобы обо всем этом задумываться. На сдаче была дочь одной из наших актрис. Она идет в 9-ый класс. Девочка после просмотра сказала, что она никогда не уедет от своей мамы. Это самая лучшая похвала. Очень хочется, чтобы спектакль нашел своего зрителя.
Ранее мы рассказывали о самой постановке.