Молодой учитель из Нижневартовска вдохновляет детей на любовь к прошлому
В школе педагог работает всего третий месяц
Она обсудит с учениками на перемене актуальные тренды в социальных сетях, а позже расскажет об истории Византии. Дарья Гончарова только в этом году получила педагогическое образование. В школе она работает всего два месяца, преподает Историю. С «МВ» молодой педагог поделилась впечатлениями о своем первом рабочем дне. Рассказала, чем помогают старшие коллеги и какой из уроков стал самым запоминающимся для нее за первые месяцы работы.
Первые мои уроки по истории были уже 3 сентября в 6 классах, готовилась к ним я, конечно, заранее. Нужно было отрепетировать речь на начало урока, рассказать о себе и о своих требованиях. Смотрела разные методики, как в короткий срок и презентацию провести, и с детьми познакомиться. Мне очень важно, чтобы ребята заинтересовались в этом предмете. Помимо фактической подготовки, я старалась и морально настроиться. Несмотря на то, что за плечами у меня много практики в университете, все равно было волнительно, – рассказывает девушка.
Всегда помогут
- Как вас встретили коллеги?
- Меня представили на совещании и на педсовете, дали приветственное слово. На линейке меня также поздравили как нового молодого педагога. Я чувствую поддержку от коллег и помощь в тех вопросах, с которыми я к ним обращаюсь.
- Часто приходится обращаться за советом к более опытным педагогам?
- Когда я устроилась, в школе не было другого учителя или методиста по истории и обществознанию. Поэтому обсудить вопросы, связанные с проведением уроков именно по моим направлениям было не с кем. Довольно часто я обращаюсь за помощью к завучам, к некоторым учителям-предметникам по поводу работы с документацией, журналом и образовательными платформами. Моя адаптация пока не закончена и помощь бывает необходима.
- Подготовка к уроку занимает много времени?
- Много. Если учитель хочет, чтобы урок получился не только информативным, но и результативным, подготовке стоит уделить достаточно времени. Особенно это касается молодых педагогов, у которых нет наработанной базы занятий. Найти все задания, технологии, методики и приемы не сложно. Проблема включить их не только в единичный урок, но и во всю систему преподавания.
Подготовка к занятию при существовании общего плана уроков занимает у Дарьи Витальевны на данный момент около трёх часов. Ожиданий перед началом карьеры, что всё получится быстро и легко, девушка не строила.
- Как удается находить баланс между учебной программой и интересами учеников?
- Рабочая программа сейчас строго регламентирована Министерством просвещения Российской Федерации. Но чтобы формировать и поддерживать интерес к предмету, я стараюсь отвечать на вопросы учащихся, а самые интересные фиксировать и уделять этому время на уроке. Можно некоторые вопросы связать с темой, которая актуальна сейчас, или оставить на будущий урок. Бывают и вопросы, ответить на которые сразу же не получается. Как правило, я благодарю за вопрос, но честно говорю, что рассмотрю его позже, и мы вернемся к этому на следующем занятии. Возвращаемся обязательно. Нет ничего страшного, если учитель, особенно молодой, не знает какого-то ответа на вопрос, но он узнает его и расскажет детям на следующем уроке.
Бывают и вопросы, не касающиеся учебного плана, например, о личной жизни молодого педагога. Дарья Гончарова считает, что важно не игнорировать такие разговоры, если учитель желает наладить контакт с учениками. Есть вопросы, на которые учитель, например, не хочет отвечать. Можно отшутиться или немного перевести тему, учащиеся обычно принимают этот вариант спокойно и не допытывают учителя неудобными вопросами. Это означает, что уважение друг к другу налажено.
- Что самое сложное в работе с учениками?
- Для меня это необходимость найти индивидуальный подход к каждому ученику и обеспечить полное усвоение знаний по курсу. Когда в классе 25-30 человек, уделить внимание и проконтролировать абсолютно каждого тяжело. Все к этому стремятся, но это получается далеко не всегда и не у всех. Поэтому хочется, чтобы работа учителя не была бессмысленной, чтобы были не только образовательные результаты, но и воспитательные.
- А есть урок, который запомнился больше всего?
- Как правило, запоминаются уроки, которые прошли либо очень успешно, либо наоборот. Запоминаются занятия с нестандартной формой работы. Одно такое прошло у меня в шестых классах по теме культуры Византии. Это была групповая творческая форма работы, когда обучающиеся готовили плакаты и в конце их презентовали. В одном классе все прошло отлично, были качественные работы, замечательные выступления. В другом - наоборот, этот урок не получился.
Дарья поделилась, что такое случается и это не причина опускать руки. Подобный опыт дает понять, что в определенном классе пока нужно пробовать что-то другое. Запоминается именно контраст, как одна схема работы может привести совершенно к разным результатам.
Также девушка добавила, что не на каждом уроке нужно использовать огромное количество различных видов деятельности и средств обучения. Все сразу и в кучу - укрепляет в детях «клиповое» мышление, они быстро отвлекаются, хуже воспринимают информацию на слух, не умеют работать с книгой и не любят писать. Все это противоречит тем задачам и той цели, которую учителя ставят перед собой.
- Поэтому ничего страшного, если какие-то уроки выглядят менее интересными, чем другие. Они направлены на развитие каких-то конкретных умений, на получение очень важных системных знаний, которые необходимы будут детям в дальнейшем.
- Что бы вы посоветовали молодым педагогам или тем, кто желает связать свою карьеру с образованием?
- Самое главное, заранее планировать свою деятельность. В том быстром темпе, в котором живет весь современный мир, в том числе школа, может случиться ситуация, когда вы просто не успеете подготовиться к уроку или подготовитесь, но не так качественно, как могли бы.
Дарья Витальевна советует быть готовым и к первым неудачам, а порой и конфликтам, которых не избежать. Лучшей защитой, по мнению девушки, в таких ситуациях будет качественно выполненная работа в рамках своих должностных обязанностей.
- Очень жаль, что многие люди по-прежнему не ценят профессию учителя и не учат этому своих детей. Но в наших силах исправить это положение и постараться вернуть тот престиж профессии, который у нее был около полувека назад.
Ранее мы сообщали, что в Нижневартовске стартовал муниципальный этап ежегодного конкурса профмастерства среди педагогов.