В кроличью нору затянуло зрителей Нижневартовского ТЮЗа
Следующей в череде читок стала пьеса-перевертыш Марии Огневой «За белым кроликом».
Театр юного зрителя в этом сезоне запустил новый проект. Суть его заключается в том, что актеры читают пьесы современных авторов, а зрители после голосуют за понравившиеся. По итогу на основе одной из пьес будет поставлен спектакль в следующем театральном сезоне. Автор проекта и режиссер - Ксения Лескова.
В минувшую пятницу состоялась премьера уже второй читки. На этот раз театр взял новую высоту, достаточно серьезный и тяжелый материал - пьесу «За белым кроликом». Ксения отнеслась к тексту бережно, оставив оригинал практически не тронутым, поменяв местами лишь несколько сцен. В читке была задействована большая часть труппы театра. По словам режиссера, над материалом работали сообща. Актеры самостоятельно додумывали подходящие образы для своих персонажей, буквально в последний момент, добавляя те или иные детали.
Не сказка
Первое, что бросилось в глаза – это пространство, в котором собрали зрителя. Парадокс, но отсутствие привычных границ между сценой и залом, визуально добавляющее воздуха, не особо повлияло на внутренние ощущения. С каждой новой страницей, прочитанной актерами, атмосфера легкости и детской сказочки улетучивались, погружая все больше в жуткие подробности истории. Казалось, что дышать становится труднее и стены вокруг сжимаются в кольцо.
Когда зритель приходит, он вовлекается во всю эту игру и думает, вот сейчас начнется добрая сказочка, типа «Алисы в стране чудес». А история то не про это, - рассказывает Ксения Лескова. - В этом обманка, в этом гениальность Марии Огневой. То, что она сделала такой вот перевертыш. И когда в финале осознаешь происходящее, ты понимаешь насколько это круто написано.
А написана пьеса на основе реальных событий – трагедии, случившейся с двумя девушками. Мы узнаем о подобных из новостей. Они могут нас волновать или обходить стороной. Могут пугать. Но такие истории имеют место быть. Удивительная сила театра в том, что здесь можно поднимать темы любой сложности, обсуждая их мягко и терапевтично. Чтобы абстрагироваться от документального ужаса случившегося, автор создала двоемирие, параллельную реальность. В этой реальности она дала возможность героиням говорить после своей смерти. И девушки, две Алисы, падающие в кроличью нору, рассказали, что чувствовали и о чем думали до и после случившегося.
Символично вплетено в другую реальность, более понятную нам, общенародное телевизионное шоу. Каждому его участнику - от экстрасенса до страдающего синдромом выжившего, есть, что сказать. Пытаются говорить и матери Алис. Проживая горе, смысл существования каждой из них трансформируется от попыток понять, в чем они оступились до желания, во что бы то ни стало наказать виновного. Тем временем в воздухе продолжает висеть немой вопрос: а если бы они не прыгнули в кроличью нору, что тогда?
Кролику в этой истории отводится особое место. Он, словно внутренний голос и вечный спутник, подкидывает идеи. Он рассказывает девушкам о норе, но вот решение нырнуть в нее принимает каждая самостоятельно. Персонажа кролика играют сразу два актера театра - Георгий Калинин и самый необычный член труппы - декоративный кролик.
Сложная тема
Формат читки получился не совсем традиционный. Он скорее напомнил имерсивный спектакль, когда зрителя погружают в происходящее на сцене, делая соучастником действа. Несмотря на это, интерактива было не много. Ровно столько, сколько можно осилить, следуя за белым кроликом. Актерам ТЮЗа, играющим преимущественно в детских спектакли, было интересно примерить на себя новые роли, но эмоционально это оказалось не так просто.
Сейчас говорить о своих впечатлениях тяжело, хочется подуспокоиться. Приходилось сдерживаться во время читки, - делится своими эмоциями Екатерина Григорьева, сыгравшая одну из Алис. – Я, как мать дочери, естественно не могу спокойно слышать этот текст, спокойно думать об этом. Наша жизнь полна таких вот кроличьих нор, и ты не знаешь, делая шаг, упадешь в следующую секунду или останешься на месте. Пьеса хорошая, мы с удовольствием с ней работали.
По словам Ксении Лесковой, говорить на такие сложные темы стоит, и не только в театре.
Мне кажется, это очень полезные темы, - считает режиссер. – Что касается театра, у нас часто сейчас его воспринимают как средство развлечения, а ведь это еще и место очищения, место силы. Например, побывав на этой читке, все выходят со своими мыслями. Тут действительно есть о чем подумать. Мне кажется, это важно в наше время – думать.
Возрастной ценз спектакля 16+. В апреле состоится ещё один показ. Билеты доступны также по Пушкинской карте.