Историю первой подростковой любви рассказали в Нижневартовском ТЮЗе
Столичный режиссер Олег Лабозин поставил трогательный и красивый спектакль по одноименной пьесе Галины Щербаковой «Роман и Юлька»
Эту же историю экранизировали в восьмидесятых.
Картина «Вам и не снилось» (примеч.: название повести изменили для первой публикации в журнале «Юность») покорила тогда советский кинематограф. Ну а новая постановка ТЮЗа - сердца вартовчан. Выходя из зала многие плакали, не сдерживая эмоций. Хотя мокро было не только от слез. Проводником актеров в мир первой любви стала вода. Емкость для нее в виде бассейна - ключевая фигура в сценографии постановки. Брызги воды подчеркнули чистоту и невинность главных героев. А еще разорвали ткань четвертой стены, не раз окропив зрителей первых рядов прохладными каплями.
Бассейн занял центральное место и сыграл роль портала, сквозь который можно было увидеть хронику событий. По обеим сторонам от него установили трибуны, смахивающие на места для болельщиков – для семей и друзей влюбленных. Все это, в общем, образовало визуальный треугольник из статичных объектов. На одной стороне – «интересы» Романа, на другой – Юльки - ни дать ни взять Монтекки и Капулетти. Эти рифмы с классикой размывать не стали, их вынесли на передний план. В спектакль даже ввели особого персонажа: арбитра и создателя очередной трагедии - самого маэстро Шекспира. Его присутствие удивительным образом разделило историю на две параллельных, существующих как бы порознь и в тоже время вместе.
А не был ли Шекспир трепачем?
«Шоу» началось с неопознанного тела и неразберихи. Все соучастники событий включились в процесс разбора полетов. Одни пытались оправдаться, другие каялись. Третьи пробовали понять, как так вышло. Колготок и танцев, свойственных вестсайдской, в этой истории не было. Зато были взрослые со своими взглядами и идеалами на жизнь детей и зеваки-свидетели, бесцеремонно примеряющие на себя чужую жизнь. В какой-то момент со сцены прозвучала одна из ключевых фраз: «Уберите от детей руки». Невероятно сложно было оставаться в это мгновение на месте. Хотелось встать и прокричать из зала о том, как много историй на эту тему уже написано, поставлено, прожито. Так почему же взрослые все также продолжают наступать на эти грабли?
Историю рассказали на языке подростков. Современный, где-то молодежный слог постановки высвечивала динамика сцен. Особенно тех, где ребята-старшеклассники просто живут свою жизнь. Танцы, разговоры на условно табуированные темы, показная взрослость и рассудительность, и, конечно, первые шаги навстречу друг другу – таков их мир. Отношения главных героев, которых зовут почти как шекспировских, искренни и невинны. В большинстве своем первая любовь таковой и бывает. Конечно, часто она заканчиваются расставанием. Родители героев буквально вдалбливают детям эту мысль, обесценивая их переживания. Только они забывают при этом, что случается и по-другому. Иногда первая любовь перетекает во что-то зрелое, долгоиграющее. А порой заканчивается и трагедией. Особенно, если готовые задушить своей заботой взрослые вмешиваются в отношения неопытных влюбленных, лепя из пластилиновых детей подобие себя.
Как вы живете без любви?
Этот вопрос задает Юлька - героиня Екатерины Григорьевой. «Как. Вы. Живете. Без. Любви?», - кричит эта маленькая девочка, бросая каждое слово в, забывших как это вообще – любить, людей. Актрисе удалось создать образ легкой, словно дуновение ветерка, хрупкой и мудрой не по годам девушки. Она мужественно противостоит стихии непонимания со стороны родителей. Тех, чья жизнь, судя по тому, что видит зритель, далека от предела мечтаний.
Вот, отец Романа – Костя Лавочкин, пятнадцать лет не может выкинуть из головы образ девочки, в которую когда-то был влюблен. А когда объект нежной памяти материализуется в его жизни снова, его перманентное существование сменяется томительным ожиданием новой встречи с ней. Примеривший на себя роль персонажа Сергей Кондратьев покоряет своей органичной игрой без надрыва. Он заботливый отец среднестатистического семейства, понукаемый женой, превратившейся с годами в увядшую домохозяйку. Вера (мама Ромы) - ее роль исполняет Варвара Шмелева, видит, что происходит с мужем. Из страха и ревности всячески очерняет его первую любовь, а заодно и дочь соперницы. Ведь именно в эту девочку как назло влюбился их сын. Она насильно отрывает Романа от Юльки, не понимая, что сердца подростков уже намертво вросли друг в друга.
Местами кажется, что Варвара Шмелева манипулирует чувствами зрителя, намеренно повышая градус эмоциональности. Запрещенный прием. Однако, на фоне ее обезумевания, будто бы хладнокровная и уверенная в себе Людмила Сергеевна (мама Юльки) в исполнении Алены Нестеровой, выглядит еще большей противоположностью Вере. Да и очевидно, что Костя этот ей вовсе не нужен. Она с пренебрежением вспоминает о том, что было между ними в юности. Возможно, это напускное или, быть может, тот опыт был настолько травматичен, что вспоминать о нем больно и легче просто отгородиться от чувств. Интересный режиссерский выбор – не включать в постановку отчима Юльки, который фигурировал в фильме. Это обостряет ситуацию до предела. Возникает ощущение, что Людмила Сергеевна больше не верит в любовь. И, если в фильме ощутима поддержка семьи девочки, то в спектакле этого нет. Взрослые поголовно несчастны и тянут детей в пучину своих собственных страхов и неуверенности. Они пытаются переписать свою историю, распоряжаясь их жизнями.
Мальчики и девочки, живите
«Родители, я люблю вас», - говорит от всего сердца Ромка. И он действительно любит: их, Юльку, жизнь эту. Он вообще хочет жить очень долго и счастливо, строит планы на будущее. Влюбленный мальчишка в исполнении Сергея Шмарина, получился даже слишком идеальным. Он верит родителям абсолютно, а они предают сына. Концовку этой истории автору текста пришлось переписать в свое время, чтобы она увидела свет. Режиссер постановки Олег Лабозин мог выбрать любой финал. К счастью, этот вариант вышел не такой трагичный, как шекспировский. Зато он более правдоподобен, пусть и не всем зрителям так показалось.
Не верится, что такое может быть на самом деле. Родители не могут причинить вред своим детям и так жестоко обойтись с ними, - делится тринадцатилетний Данил, для него спектакль стал потрясением и открытием. – Все, что происходило на сцене, мне было понятно, несмотря на флешбэки и какой-то обратный хронометраж. У самого такого в жизни пока не было, и, надеюсь, когда случится, родители будут поддерживать меня, а не мешать.
Для нас с сестрой книга Щербаковой много значит. Мы зачитывались ей в юности, потом засматривались фильмом, - говорит Екатерина Черепанская сразу после просмотра. - Когда узнали, что в нашем театре выходит спектакль по этой истории, даже не раздумывали идти или нет. Да, в этой постановке что-то по-новому, более современно рассказано. Но я поверила. Это третий вариант истории для меня и он имеет право на существование. Она трогает душу и лечит в какой-то степени. Наверное, любовь в подростковом возрасте - единственная и неповторимая, самая трагичная, самая яркая. Я очень хочу, чтобы каждый подросток прожил эти чувства, окунулся в них с головой. Ее, голову, конечно, потерять можно в этот момент, но зато становишься умнее и мудрее, да и жить так интереснее.
Следующий показ «Романа и Юльки» пройдет 14 мая. Кроме того, в этом сезоне можно увидеть еще одну свежую постановку – имерсивный спектакль «За белым кроликом».