В Югре вспоминают историю Федерального казначейства
8 декабря исполняется 30 лет со дня образования службы
В этот день в 1992 году первый Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин подписал Указ №1556 «О федеральном казначействе», положивший начало действенной государственной бюджетной политике, эффективному управлению доходами и расходами в процессе исполнения бюджета Российской Федерации, повышению оперативности в финансировании государственных программ, усилению контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.
В соответствии с Указом Президента в России должна была появиться единая централизованная система органов Федерального казначейства, включающая Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ и территориальные органы на местах — в республиках, краях, областях, автономных образованиях, городах и районах. По всей стране началась трудная и планомерная работа по созданию Федерального казначейства, которая по времени совпадала с одним из самых сложных периодов в истории государства.
Тем, кто претворял указ президента в жизнь, порой приходилось сталкиваться с негативным отношением к нововведению, выслушивать скептические замечания относительно перспектив развития казначейства. Противники системы аргументировали свою позицию тем, что коренной ломке подвергались сами принципы организации исполнения бюджета, ограничивались возможности распоряжаться финансовыми ресурсами так, как некоторым хотелось. При этом надо учесть, что становление казначейской системы проходило в трудных условиях отсутствия методологической базы, которая была создана позже, в процессе развития.
Деятельность органов Федерального казначейства на территории Югры началась 29 мая 1995 года в день образования Управления Федерального казначейства. Каждый год его существования — это отражение этапов развития централизованной системы Федерального казначейства.
На сегодняшний день специалисты управления выделяют несколько этапов. С 1995 по 1997 шел этап становления, который связан с созданием элементарного порядка в учете и распоряжении средствами федерального бюджета. Создание на этом этапе централизованной системы органов Федерального казначейства в субъектах Российской Федерации обеспечило эффективное управление доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повысило оперативность в финансировании государственных программ, усилило контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.
Первым руководителем Управления был назначен Сергей Фугаев, который до этого прошел хорошую практическую школу в финансовых органах города Ханты-Мансийска, в 2013 году Управление возглавила Анжелика Цыганенко.
В 90-х годах подобное назначение могло озадачить любого, даже самого опытного финансиста, ведь новую службу приходилось создавать практически с нуля: не было ни кадров, ни помещения, ни полновесной нормативно-правовой базы, которая является для любого руководителя путеводителем в неизвестное.
Создать казначейскую систему по всему Ханты-Мансийскому округу было трудной задачей. К этому времени округ достиг лидирующих позиций в стране по добыче нефти, газа, а в 1993, Ханты-Мансийский автономный округ получил статус самостоятельного субъекта России и стал одним из самых молодых административно-территориальных образований страны, — вспоминает Сергей Фугаев
В то время создавалось много новых структур, и каждая испытывала дефицит в квалифицированных кадрах. Подобная ситуация сложилась и в Управлении, которое свою деятельность начинало с единственного кабинета в здании городской администрации по улице Дзержинского. Вскоре казначейство заняло несколько кабинетов в здании добровольного общества «РОСТО» по улице Чехова. Здесь оно находилось до тех пор, пока на центральной площади Ханты-Мансийска не выросло специально построенное здание, площади которого сегодня делят Управление и Департамент труда и занятости населения Югры. Но в народе оно больше известно именно как казначейство.
В октябре 1995 года в городах и районах округа создали Отделения казначейства, пришлось решать вопросы создания материальной базы казначейства не только в окружном центре, но и на местах, договариваться с главами муниципальных образований о выделении помещений, оснащении их оргтехникой, оказании помощи в обеспечении квалифицированными кадрами.
Следующий этап — 1998-2007 годы. В этот период произошло создание полноценной нормативной правовой базы по всем направлениям деятельности казначейства. Приняли основные документы по учету доходов, по нормативам их распределения, по учету расходов, по бухгалтерскому учету, по ведению лицевых счетов. В 2002 году началась модернизация казначейской системы Российской Федерации. С этого момента активизировалась работа по развитию казначейских технологий с тем, чтобы ведомство представляло собой современную структуру по уровню сервиса, по внутренним технологиям и инструментам.
В 2004-2005 годах казначейство начало осуществлять кассовое обслуживание бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, обеспечив не только каждому субъекту Российской Федерации, но и самому маленькому муниципалитету доступность банковских услуг и создание единого счета бюджета.
Следующим этапом стали 2008-2017 годы. Он характеризуется тем, что казначейство трансформируется в информационно-ориентированную организацию. В современных условиях на передний план в деятельности органов Федерального казначейства выходит построение и развитие государственных информационных ресурсов. Управление внедрило единые стандарты и технологические процедуры на многих направлениях деятельности всей системы Федерального казначейства, что снизило трудоемкость и трудозатратность процессов приема, обработки, санкционирования платежных документов по оплате денежных обязательств получателей бюджетных средств на территории Югры.
В рамках решения социально значимой задачи по информированию граждан округа из любой точки страны и мира о начислениях от государственных и муниципальных органов и уплате платежей за оказание государственных и муниципальных услуг создана Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах.
Казначейство также стало оператором крупнейших государственных информационных систем, которые непосредственно связаны с управлением государственными финансами - управлением госзакупками и управлением бюджетной сетью через порталы www.zakupki.gov.ru и www.bus.gov.ru, единый портал бюджетной системы «Электронный бюджет» и т.д. Как считают специалисты, крайне важно, что бюджетная система оказывается все более широко представленной в виртуальном мире.
Наконец, в 2016 году был успешно осуществлен процесс передачи Казначейству России функций упраздненной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Результатом этого явилось наделение Федерального казначейства всеми полномочиями по контролю в финансово-бюджетной сфере.
«Список проектов казначейства можно продолжать дальше. Новых проектов становится все больше, а выполняемые задачи усложняются, но очень важно, что все проекты и дела носят системный комплексный характер, являются необходимыми для бюджетной системы и, что самое важное, вполне реализуемы», — уточняют в окружном управлении.
Ранее мы сообщали, что четыре муниципалитета Югры победили в конкурсе «Лучшая муниципальная практика».