Журналист ОТРК «Югра» вернулся из второй командировки на Донбасс
На этот раз научился быстро отрабатывать в кадре и запрыгивать в машину
К этой поездке спецкор Михаил Светашев готовился добрых полгода, а выезжать пришлось в спешном порядке, почти как по тревоге. На этот раз наш коллега пробыл в командировке целый месяц. О своей работе он рассказал в большом интервью.
- Нужно было срочно провести ротацию в корпункте компании. Мы с оператором Женей Лоскутниковым собрались за сутки, купили билеты и полетели.
- Получается, что сложился определенный пул журналистов, которые там работают?
- Там теперь два корпункта: один в Макеевке (это больше социальное направление), а второй – в Рубежном (это работа с военными). В Макеевке сформировавшийся пул, а на военное направление желающих пока не очень много. Мне вместо двух недель пришлось работать месяц. Мой сменщик тоже заехал на такой срок. Здесь все-таки посложнее. Это «серая зона», все передвижения нужно согласовывать.
- Что такое «серая зона»?
- «Серая зона» там, где нет власти кроме военных. Есть военно-гражданская администрация, но в основном там военные и мирные жители.
- Рубежное когда заняли?
- В 2022 году. Здесь волонтеры Гумкорпуса людей кормят. Магазины не работают, нет ни электричества, ни воды, месяц назад газ провели туда.
- Много там людей живет?
- Точно подсчитать невозможно. Половина от того, что было, тысяч 20-25. Рубежное еще более-менее, а вот далее – Кременная, Новодружеск, Приволье – это собственно линия фронта, там вообще глухо. В основном, пенсионеры, люди среднего возраста, молодежи нет, младенцы, которые вот только родились.
- Кто им помогает?
- В основном, военные, которые делятся продуктами. Есть паек от правительства, им платят пособие. Еще Гуманитарный корпус горячее питание поставляет из Рубежного. Там жизнь уже налаживается, есть электричество, водопровод.
- Чем эта поездка отличалась от первой твоей командировки, летом 2023 года?
- Тогда я ехал «на деревню к дедушке», не знал конкретно, чем буду заниматься, не было связей. Как раз за ту поездку я их набил, познакомился с югорчанами, которые там служат, с командованием госпиталей.
- С кем удалось пообщаться?
- Вышло интервью с женщинами-военнослужащими к 8 Марта, записал интервью с командиром медицинской роты для программы «Отцы-командиры», снял несколько материалов о работе Гумкорпуса. Еще мне повезло: познакомился и работал с дуэтом из Сургута, который называется «Игорь Михалыч». Игорь Иванов и Александр Проценко взяли отпуск на работе и как добровольцы Гумкорпуса поехали давать концерты для бойцов. Поют собственные песни, песни Высоцкого. Работяги. Я просто поразился: в госпитале Ростова-на- Дону они дали порядка 15 концертов.
- Фронт работ вы определяли сами?
- В основном, да. Были какие-то задания, но не так много. География поездок обширная. В Рубежном работали, заезжали в Новодружеск. Пробрался в Кременную, которая закрыта: договорился с главой Кременецкого района, встретился с ним, записал интервью. Попал в село Варваровка. Удивительная там сельская школа, старенькая, давно без ремонта, но чистая и уютная. Ребята туда идут как домой. В Северодонецке работали в госпитале. Пару раз ездили в Ростов-на-Дону, снимали там военный госпиталь.
- Перемещать опасно между населенными пунктами?
- Смотря где. В Рубежном есть опасность прилета дронов, обстрела кассетными боеприпасами. Был случай, когда мы поехали кормить людей в Новодружеск, и там прямо перед нашим приездом обстреляли то место, где люди собираются за едой.
- Когда оператор уехал, ты как обходился?
- Снимал сам на камеру. Когда удалось попасть в Артемовск, на телефон. Я и до отъезда Жени вел съемку, так картинка получалась богаче, но иногда проще одному: в некоторые места вдвоем не пробраться.
- Сильно ощущается разница «там» и «здесь»?
- Очень сильно. Там привыкаешь к разрывам, отлетам-прилетам. Когда выезжаешь за ленточку, будто чего-то не хватает. У людей совсем разные интересы. Там смотрят вверх, по сторонам, взгляд озабоченный. Беззаботные лица странно потом видеть.
- О чем люди там думают?
- Много общаться не довелось: очень много было разъездов, долгие дороги… Для мирных жителей главное получить продукты, обустроить быт. Помогают добровольцы, потому что там в основном старики. Ремонтируют им дома, вместо стекол пленку натягивают. В каких-то местах уже есть рабочие места. Вот в Ахтырске мы были. Там люди устраиваются на работу, планируют дальнейшую жизнь.
- Что тебе эта поездка дала как профессионалу?
- Больше поработал с военными. Это ценный для меня опыт. Еще я научился быстро запрыгивать в машину и быстро записывать стенд апы, пока нет дронов.
- Поедешь еще или хочешь пока отдохнуть?
- Я готов ехать, как только будет возможность. Я дал согласие на постоянную работу там. Главное, чтобы был налаженный график и министерская аккредитация. Набрал себе кучу контактов, которые буду отрабатывать.
Ранее мы рассказывали, как журналисты ОТРК «Югра» оказались в зоне обстрела.