«Дух огня» в Югре прошел в деловом формате
Главный приз фестиваля кинодебютов получил фильм из Казахстана
В Ханты-Мансийске 26 марта завершился XXII МФКД «Дух огня». Важнейший международный кинофестиваль дебютов в России на этот раз работал в полузакрытом режиме и сделал акцент на деловой программе. Главная тема - кино стран БРИКС и место РФ в нем.
Никакого торжественного открытия, развлекательного блока - одно кино, обсуждения сотрудничества и актуальной кинематографической повестки. Таким обернулся нынешний фестиваль из-за трагедии в Подмосковье, случившейся накануне старта МФКД. Губернатор округа Наталья Комарова и участники «Духа огня» на следующее утро присоединились к акции солидарности в поддержку жертв террора у памятника «Югра многоликая».
Свеча нашего фестиваля, тепло и свет его в память жертв теракта. Наши мастера Сергей Соловьев и Александр Абдулов считали, что кино дарит людям тепло и надежду. Эта мысль сопровождала весь наш фестиваль. Президент фестиваля «Дух огня» Эмир Кустурица передает свой талант молодым, всем тем, кто любит кино. Наш фестиваль собрал представителей 18 государств. Благодарю вас за ваше участие и за ваши добрые слова. Кинофестиваль стремится стать многодетной семьей. Добро пожаловать в Югру, - сказала Наталья Комарова.
Всероссийский траур отразился и на показах фильмов. Они проходили в отсутствии зрителей: только эксперты и аккредитованная пресса. В этом году жюри были представлены более 40 киноработ начинающих режиссеров из России и 11 стран Европы, Азии и Ближнего Востока. А всего на конкурсы поступило 247 заявок из 24 стран, из них 42 полнометражных фильма и более 200 - короткометражных.
«Мы имеем разнообразную программу, фильмы поступили очень разные по жанру, содержанию. Акцент сделан на поддержку национальной кинематографии, хотя очень много запросов от иностранных авторов», - рассказал отборщик фестиваля Петр Шепотинник.
Кстати, камерные условия работы экспертов не смутили, а скорее порадовали.
«У нас была возможность сконцентрироваться на просмотре фильмов, так как жюри были отделены от остальной аудитории, - поделилась режиссер из Ирана Нушин Мераджи. - Просмотр конкурсной программы вместе со зрителями, с создателями фильмов не создает нужную приватную атмосферу для погружения в материал. И мы с другими членами жюри смогли обменяться мнениями по поводу каждого фильма».
Четыре приза за «Последнюю цену»
Как признались члены жюри, на принятие решения у них ушло всего три часа. Серьезных разногласий не было. Главный приз фестиваля, «Золотую тайгу» за лучший дебютный фильм, присудили режиссеру из Казахстана Асхату Кучинчирекову за ленту «Бауырына салу». В картине рассказывается о судьбе ребенка, которого по местным обычаям передали на воспитание старшим родственникам.
«Это фильм о кочевой традиции. Очень важно, что он получил такую награду на земле кочевников», - сказал со сцены обладатель главной награды «Духа огня».
«Серебряную тайгу» в международном конкурсе получила российская лента «Угол наклона» режиссеров Анны Далингер и Станислава Фомичева. А обладателем «Бронзовой тайги» стала картина «Собственность», режиссером и автором сценария которой выступил кинематографист из Бразилии Даниэль Бандейра.
В конкурсе российских дебютов главный приз отдали фильму режиссера Наура Гармелия «Последняя цена», в котором повествуется о жизни русской семьи в послевоенной Абхазии. Кроме «Золотой тайги» он собрал еще три награды: за лучшую работу с музыкой, за операторскую работу и приз зрительских симпатий.
Назвал своего победителя и генеральный партнер фестиваля - компания «Газпром нефть». В этом году лучшим российским фильмов в учрежденной ею номинации «За сохранение культурных традиций» признали режиссерский дебют актера Ильи Маланина «Ненормальный». С 28 марта картина выходит в широкий прокат.
По итогам просмотров эксперты остались в уверенности, что этот фестиваль откроет несколько имен для большого кино. Такое мнение выразила режиссер и продюсер Ангелина Никонова. А оператор Эдуард Мошкович добавил, что уж за работами одного из участников надо следить пристально. Свой перспективный выбор они не раскрыли, но порекомендовали присмотреться к победителям.
«Жемчужный» проект
Деловая программа «Духа огня» включила в себя круглые столы, сессии, брифинги, мастер-классы, подписание договоров о сотрудничестве. На фестиваль в Югру приехали не только кинематографисты, но и представители крупного бизнеса. Из Арабских Эмиратов прилетел Ахмед Салех Аль Яфей. Его сфера интересов - нефть и газ. А еще он владелец художественных галерей, киностудии и студий звукозаписи.
«У меня было большое желание посетить Сибирь, посмотреть на нее, узнать, что это такое, но при этом я большой поклонник русской культуры, а на кинофестивале это удачно совмещается, - рассказал гость фестиваля. - В ОАЭ показывают немного российских фильмов, но есть арабская версия канала RT, откуда мы узнаем информацию о вашей стране и знакомимся с документальным кино».
«Дух огня» стал еще и площадкой для налаживания творческих и партнерских отношений между Индией и Россией. Российская кинокомпания «Пан-Атлантик Студио» в содружестве с индийской студией «Картина Интертеймент» планирует снять в Ханты-Мансийске и Мумбаи фильм «Жемчуг» по сценарию Юлии Лукшиной. Режиссером станет Тина Баркалая, чью карниту «Сказки Гофмана» показали на внеконкурсной программе фестиваля. На фестивале был подписан меморандум о создании первого совместного российско-индийского кинопроекта.
Этот фильм будет о семейных ценностях, которых Западу так не хватает, - рассказал продюсер студии Сарфараз Алам Сафу. - Это будет моя вторая работа в Ханты-Мансийске. В прошлом году я снимал свой фильм «Снежный цветок». Его показали сейчас здесь на фестивале. Теперь я буду снимать сиквел этой картины, и это будет совместная работа с вашими кинематографистами.
Смотрят наше
Фильмы из Индии, Китая и Ирана не первый год участвуют в «Духе огня». 2024-й станет годом председательства России в БРИКС, и фестиваль выступил площадкой для знакомства с культурой и искусством стран, входящих в эту организацию.
В этом году представители из Индии, ОАЭ, Египта, Ирана, ЮАР, Эфиопии и других стран обсудили перспективы сотрудничества в киноиндустрии. Российские и международные лидеры отрасли, медиаменеджеры и общественные деятели обсуждали возможности совместного производства и продвижения контента, практику взаимных кинопоказов, создание программ обмена профессиональными кадрами, проблемы национального проката, меры по сохранению наследия и национальной идентичности.
Мы встречались с коллегами в Китае, на Ближнем Востоке, и я уверена, что это направление будет эффективно развиваться, - отметила на деловой сессии председатель правления Киностудии «Союзмультфильм», генеральный директор Киностудии имени М. Горького Юлиана Слащева. - Мы очень хотим найти партнеров на крупных анимационных рынках, и близость традиций, ценностей, которые разделяют и приветствуют зрители стран БРИКС, выгодно отличает нас от наших западных коллег.
О стремлении сотрудничать заявили режиссер из Эфиопии Тессема Хенок Айеле и генеральный директор Национальной театральной труппы Сенегала Даниэля Сорано Усман Барро Дионе. Кинематографисты тоже хотят рассказывать о своей стране за ее пределами, но сталкиваются с проблемой дистрибуции.
По данным Роскино, в кинопрокате стран БРИКС с января по начало декабря 2023 году было представлено 15 российских проектов. Лидером кинопроката стала анимация. Фильм «Коты Эрмитажа», прошедший в прокате в Бразилии, собрал $334 тыс., в ОАЭ - $273 тыс. и $142 тыс. в ЮАР.
«Чебурашка» стал по сборам лишь третьим в Арабских Эмиратах, собрав $82 тыс. А мультфильм про медведя «Большое путешествие» стал лидером проката в Китае. Его сборы - $123 тыс. Больше всего российских фильмов в прокате стран БРИКС было представлено в ОАЭ (10 картин).
Добавим, что на фестивале «Дух огня» рассказали, что в регионе разрабатывается концепция кинокластера - с упором на образовательную составляющую. Более того, введут повышенные рибейты (возврат средств) за съемки на территории автономного округа.
Ранее мы рассказывали, что на полях кинофестиваля подписали трехстороннее соглашение в рамках которого в Югре будут растить режиссеров и драматургов.